English French Portuguese Spanish
XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев: "Феномен эрдэни мунхэ бэе XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова"

 

Ом сайн амгалан болтогой!

Дорогие участники конференции!

Разрешите мне приветствовать Вас в феноменальном мире Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Этигэлова!

 

С 2002 года проходит уже пятый год, как наш Учитель вернулся, чтобы дать каждому из нас возможность полнее раскрыть потенциал своего ума, скрытый в нас за нашим же невежеством.

Хамбо Лама Этигэлов чудесным образом оставил нам свое телесное собрание из пяти скангх в неизменном состоянии. Потому впервые в истории нашей цивилизации для общества буддистов и ученых наступил тот момент истины, когда мы, в первую очередь для cебя, решаем, как быть с этим феноменом. Вот поэтому наша конференция войдет в историю и останется, как первая попытка приблизительного объяснения феноменального состояния Драгоценного тела Хамбо Ламы Этигэлова.

 

Как вы знаете, собрание пяти скангх объединяет в себе:

1) Форменное собрание тела человека;

2) Движение его органов чувств;

3) Способность сознательно размышлять и принимать решения;

4) Феноменальное изменение тела, заключающееся в увеличении его в детстве и дальнейшем иссушении в старости, чтобы, в конце концов, превратиться в прах;

5) Это сознание человека или сунсэ, или душа, которая у буддиcтов все время в движении, неиссякаема.

Нам, рассматривая пять скангх, стоит обратить внимание на феноменальное неизменение тела человека на примере тела Хамбо Ламы Этигэлова. Возникает вопрос, почему в своей сути был нарушен буддийский же закон феноменальности тела человека? Ведь закон изменения, по моему пониманию, подразумевает влияние стихии Земли на тело человека.

Разгадка же одного из способов нейтрализации влияния стихии Земли на свое тело, возможно, заключается в известном нам деянии Хамбо Ламы. В 20-е годы прошлого столетия Хамбо Лама провел спе-циальный ритуал: вложение пяти буддийских сосудов для хозяев местности. Только в отличие от других вложений сосудов в Землю, эти вложения были особенные. Хамбо Лама попросил верующих, чтобы во время проведения ритуалов его ноги не прикасались к земле. Его ученики и верующие выполнили эту необычную просьбу и несли тело Ламы на руках во время удивительного ритуала.

Второй Будда - Нагарджуна - говорил, что поток пяти скангх (тело человека) подобен горящему свету лампадки.

Поэтому можно сравнить тело Хамбо Ламы со светом неисся-каемой лампадки в нашем океане страданий. По буддийским канонам высшие Бодхисатвы, Идамы, Дакини и сахюусаны, а также все небожители, вместе со всеми живыми существами, томящимися в буддийском аду, видят или чувствуют свет, исходящий от Драгоценного тела Хамбо Ламы.

Поэтому для высших архатов тело Хамбо Ламы стало удовле-творением их деятельности ради живых существ и благодарностью ему, а для томящихся в аду - надеждой и маяком для спасения. А для нас, находящихся рядом, Хамбо Лама Этигэлов со своими пятью скангхами является Учителем, который может руководить нашими сокровенными действиями.

 

В учении Будды Шакьямуни есть другие системы, определяю-щие внутренний мир архата и человека, такие как собрание пяти видов веры и защиты, включающее в себя:

1) Вера в драгоценное тело Ламы;

2) Вера в речь Ламы;

3) Вера в сознание Ламы;

4) Вера в ум Ламы;

5) Вера в деяние Ламы.

 

Думаю, не будет большой ошибкой, если буду идти в своих рассуждениях от простого к сложному на примере нас с вами.

Мы знаем, что каждый человек способен оставить после себя плоды своих деяний, таких как построить дом, воспитать сына, вырастить дерево и.т.д.

Каждый ученый способен оставить для помощи людям плоды своей умственной работы в своих научных открытиях.

Талантливые люди искусства способны оставить, благодаря тонкому сознанию, на суд человечества свои шедевры.

И только недавно мы научились записывать и сохранять голоса известных людей.

А вот оставить свое тело полностью в неизменном состоянии -это уже немыслимо.

Отсюда можно осторожно подумать, если Хамбо Лама Этигэлов сумел оставить самое трудное и немыслимое - свое тело, значит частица остальных выше перечисленных мною составляющих - речи, сознания, ума и плоды деяний тоже могли сохраниться в его теле. И мы пока из невежества не в состоянии тоньше и яснее уловить влияния этих оставленных частиц. Хотя возможно я и ошибаюсь.

 

Сегодня не секрет, что имя Хамбо Ламы Этигэлова известно всем буддистам России. Только здесь отсутствует общепринятая логика в воздействии тела Хамбо Ламы Этигэлова на окружающих. Значит, действует буддийский закон взаимозависимости, где соединяется несоединяемое.

1) Как можно сохранить свое тело, которое должно было разрушиться?

2) Как можно узнать о человеке, если он ни одного слова не произнес после своего возвращения?

3) Как можно размышлять о немыслимом теле?

4) Как можно приехать к Хамбо Ламе Этигэлову без приглашения?

5) И, наконец, как можно помнить о Нём без напоминаний?

 

В первом случае Его тело - это феномен.

Во втором случае Его тело подобно небольшому солнцу, испускающему лучи, или реактору, отправляющему частицы нейтрино, которые, не смотря ни на какие преграды, достигают нужного человека.

В третьем случае человек, услышав про Ламу, начинает размышлять и удивляться или, другими словами, начинает свой путь к совершенству.

А в четвертом случае Его тело как магнит притягивает к себе людей, изменяя их привычный образ жизни.

И, наконец, в пятом случае человек не может забыть свою встречу с Ламой. И это - как вода озера Байкала, которая помогает улавливать и сохраняет долетевшие до Земли частицы веществ из других планет.

Здесь налицо последовательное участие всех великих элементов стихий: стихия пространства (вакуума), ветра, огня, земли и воды. И все они, возможно, находясь в активном состоянии в Драгоценном теле Хамбо Ламы, нелогичным для материального мира образом проявляют свою сущность.

Монгольский Лама Агван Еши Самбу, который жил в нашем Хилгантуйском дацане, написал много книг по философии. Лама в своей книге - восхвалении Богдо Зонхавы - написал, какое учение вы слышите, когда вы видите нетленное тело Учителя.

А мы знаем, что наш учитель Богдо Зонхава оставил на некоторое время свое тело нетленным, и в последствии его ученики Драгоценное тело своего Учителя поместили в буддийскую ступу.

В данном случае тело Хамбо Ламы каждый из нас может рассматривать как открытый для себя учебник. Известный судебно-медицинский эксперт, доктор медицинских наук, Звягин В.Н., прочитав свои страницы в этом учебнике, сделал анализ волос, частиц кожи и ногтя Хамбо Ламы. Думаю, что другие ученые во время встречи с Хамбо Ламой, услышав что-то для себя, теперь через свою область науки изучают его состояние тела.

Жамьян Еши Лама в своей книге под названием «Прояснение порядка распространения подобно совершению чуда», выразил мечту и желание многих буддистов: иметь возможность обратиться к Учителю и быть услышанным.

Лама написал: «Если вы, узнав все предыдущие рождения и деяния Учителя, сможете сказать ему все по порядку, то ваше желание сбудется!»

Хамбо Лама Этигэлов сам описал все свои ранние 11 перерождений, чтобы мы, перечислив их, могли совершать свои добрые дела. Лама прекрасно осознавал, что первые пять его перерождений в Индии никому не под силу узнать, особенно первое его рождение, до Будды Шакьямуни.

Согласно порядка перерождений Хамбо Ламы Этигэлова, можно уверенно сказать, что более известного, чем Он, в буддийском мире нет. Хамбо Лама знал свое первое состояние во времена третьего Будды - Будды Кашьяпы, и с этого времени прошло уже более 3 тысяч лет.

В своем втором перерождении, будучи Лозава Сэнгэ, Хамбо Лама дал клятву Будде Шакьямуни распространить его учение «в темном месте», где нет учение Будды.

 

Его Святейшество Далай Лама VII Жалван Лувсан Галсан Жамсо по просьбе Дамба Даржа Заяева в 1720-е годы подтвердил данную его клятву перед Буддой Шакьямуни.

В книге «Корень благодеяний» сказано:

1) Кем бы не родились вы в этой жизни, богатым или бедным, для вас наступит бремя слабости, и неотступно будет рядом призрак смерти или хозяин смерти. Но если вы сумели обрести пустоту в сознании, то в своём стремлении достичь самой высоты учения Будды, вас не заденет злой ветер сомнений.

2) Человек, обретший драгоценную веру, обладает способностью понять изначальную жизнь во вселенной, опираясь на свои знания. И почему же он не может сказать о существование пустоты во времени?

 

Думаю, не будет большой ошибкой сказать, что Хамбо Лама Этигэлов, обладал пустотой своего сознания и также постиг пустоту во времени.

О том, что Хамбо Лама Этигэлов обладал пустотой своего сознания, говорят несколько примеров из Его жизни.

В 1917 году во время беспорядков в Тамчинском дацане Хамбо Лама, сокращая свой путь, прошел по водам Гусиного озера, чтобы усмирить бунтарей.

Сегодняшнее положение тела Хамбо Ламы в позе лотоса, когда позвоночник держит свое тело в вертикальном состоянии, позволяет предполагать силу пустоты в теле.

Наконец химический анализ показал малое количество веществ тела, кроме брома, которое к удивлению позволяет всем частям тела находиться без изменений для разрушения. Прекрасное удерживание внутренней пустоты в себе позволяет сохранять все остальные частицы элементов в гармонии.

 

Примером постижение пустоты во времени Хамбо Ламой Этигэловым могут служить следующие примеры из его жизни.

Хамбо Лама Этигэлов знал все свои 11 предыдущих жизней, растянутых в прошлом на 3 тысячи лет. Нам это стало известно, благодаря XIX Пандито Хамбо Ламе Гомбоеву, который нашел рукопись и напечатал на ксилографе, изготовленном в Агинском дацане.

Поэтому для Хамбо Ламы Этигэлова не представил большой проблемы поиск нового места для Хилгантуйского дацана, определенного им же, будучи в предыдущем перерождении Хамбо Ламой Дамба Даржа Заяевым. Хамбо Лама Этигэлов в 1912 году на этом месте нашел бумба (сосуд), которое в 1770-е годы было вложено в землю по указу Хамбо Ламы Заяева для нового места дацана.

Интересное событие произошло, когда, будучи хувараком в Тамчинском дацане, Даша Доржи Этигэлов рассказал про всех предыдущих Хамбо Лам дацана, которых он не видел. Тогда VII Пандито Хамбо Лама Сандэлэг Ванчиков попросил рассказать Даша Доржи хуварака, как Хамбо Ламы выглядели, то Даша Доржи каждого из 4-х Хамбо Лам описал очень точно. За это разъяснение Даша Доржи хуварака нарекли именем Олоной Хамба, что означает Хамбо Лама для многих. Возможно, его имя Олоной Хамба было спрятано под именем Палын Хамба Лама, как называли его земляки.

Многие верующие в течение целого дня могли ходить за Хамбо Ламой Этигэловым, но не могли Его догнать, несмотря на все свои усилия. Думаю, что для верующих время удлинялось, а для Хамбо Ламы наоборот уменьшалось, как и расстояние.

Нагарджуна, который разъяснил в Мадхьямике срединный путь учения Будды и сумел прожить в одном теле более 600 лет жизни, утверждал: «Если раннее почитаемое тело Ламы разрушилось и исчезло, то вселенная для нас имеет границу. А вот если когда-нибудь мы сумеем искренне почтить Драгоценное тело Ламы, которое не разрушилось и не исчезло, то для нас Вселенная не будет иметь предела!»

Таким образом, искреннее почитание Драгоценного тело Хамбо Ламы Этигэлова дает нам уникальную возможность свободного перемещения, чтобы достичь Деважина, Шамбалы, Тушиты и других святых мест во Вселенной.

Хамбо Лама Этигэлов в 1919 году в возрасте 67 лет, возвращая долг своим Учителям, написал книгу ламам Анинского дацана. Эта книга называется «Чудесная взаимосвязь с Учителем. Руководство для почитания Учителей». Хамбо Лама в данной книге приводит в пример слова многих выдающихся буддийских Учителей.

Интересное сравнение приведено из книги Пагба Жонши. Он говорит, что настоящий Учитель подобен отцу, который, обучая своего ученика хорошему, должен взять на себя всю его вину.

Хороший Учитель подобен матери, во время обучения убирающей невежество своего ученика.

Добродетельный Учитель подобен горящей лампадке, избирательно вытягивающий из невежества своего ученика.

И, наконец, Учитель должен быть похожим на Батора - богатыря, который, благодаря своей силе, может совершать добрые дела.

 

Слова напутствия этой книги можно воспринимать как путь самого Хамбо Ламы к Будде.

Из уважения и почитания своих Учителей Махаяны вы, создав хорошую традицию, найдёте свой основополагающий буддийский путь.

Достигнув в своем совершенстве своего тантрического Учителя, вы получите право быть тантристом и также обретете совершенство в понимании зерна истины четырех тел Будды.

Во время нахождения в своём теле вы должны хранить свою клятву, данную своему Учителю, как зеницу ока.

Пока существует рождение, смерть и состояние в бардо, создав для себя состояние трех тел Будды в достижении просветления, вы будете использовать два высших пути, подобных верховому ветру - это жэдрим (прорыв) и зогрим (завершение).

Достигнув состояния абсолютного знания и найдя тело Очир-Дари Ламы, вы для всех живых существ обретете место в самом Дворце Будды Шакьямуни.

Хамбо Лама Этигэлов, указывая путь достижения Дворца Будды Шакьямуни, показал нам самый высокий путь буддиста в мире.

 

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту