English French Portuguese Spanish
Бимба лама Доржиев, главный хранитель Эрдэни Мунхэ Бэе Хамбо Ламы Итигэлова: "Возвращение Хамбо Ламы Итигэлова"

 

Мой родной дед Дэнжэнов Гэндэн родился в 1900 году в селении Бурдун Кяхтинского района. Переехав в Нижнюю Иволгу, дед в 1927 году ушел из жизни, оставив троих детей. Моего отца в трехлетнем возрасте усыновил Шарын Доржо из рода Ользон.

В детстве я слышал рассказы старших о Хамбо Ламе Итигэлове. Отец мой, Доржин Сэдэн, и сосед Сырен Даша, сколько я помню, час-то беседовали о Зая Хамбе и Этигэлэй Хамбе. Также из уст Энхын Дамбы и Тэхушкин Шаракшанэ Норбы слышал, что в 1950-е годы Этигэлэй Хамба был в прежнем состоянии.

Даша Доржи Итигэлов рос сиротой и в местности Ошор Булаг пас скот у состоятельного хозяина Бато-Батора. В детстве Итигэлов отличался особенным, своеобразным характером и поведением. Он часто пас скот на местах захоронений и прикасался к надгробиям и ритуальным предметам на кладбище. В то время покойников не закапывали, оставляли на поверхности. Мальчик играл, соскребывая волосы у покойников. При этом он приговаривал: «если бы вы меня слушались, не лежали бы здесь мертвыми». По этому поводу Аюшин Хамба утверждает, что Итигэлов не поддался смертоносным силам, обманул их.

Однажды вечером пастушок Итигэлов вернулся верхом на быке, держа в руках палку с вздернутым на нее человеческим черепом. Хозяева в страхе обратились к ламе. Но тот их успокоил и предсказал, что мальчик будет большим известным ламой. Также известен такой эпизод, когда мальчик сказал: «Я буду великим Хамбо Ламой, когда вырасту». На что жена хозяина ответила: «Какой Лама из тебя, оборванца».

Вскоре после этого двенадцатилетний мальчик стал учеником Жамсаран Ламы в Янгажинском дацане. После четырех лет учебы хувараком Тэгдинский Захарай Ламхай увез юношу в Анинский дацан. Хойтын Ламхай - тогдашний шэрээтэ лама Аннинского дацана, определил его в Дуйнхор дуган с пособием в размере 5 рублей.

Когда Итигэлову исполнилось девятнадцать лет, наступил срок его казачьей службы. Но шэрээтэ Аюшин Галдан Лама организовал от селений Ойбонто, Нуур, Могой ежегодный сбор средств в царскую казну в размере 25 рублей и освободил его от воинской службы.

В 1895 году Итигэлов завершил в Аннинском дацане 20-летний курс обучения Габжи и прибыл в Тамчинский дацан познавать вра-чебные науки. Окончив данную школу, в 1898 году он был определен в Янгажинский дацан учителем буддийской философии. 13 апреля 1899 года включен в штат Янгажинского дацана смотрителем дисцип-лины - гэсхи ламой. 16 декабря 1903 года он назначен шэрээтэ ламой Янгажинского дацана.

Во время поездок с религиозно-просветительскими целями по селениям Итигэлов иногда демонстрировал свои уникальные возможности, граничащие с волшебством. По преданию он пересекал на лошади Гусиное озеро. Перед ним расступалась вода и появлялась дорога. Три сотни казаков, получившие благословение от ламы Итигэлова, все вернулись живыми с русско-японской войны, В знак благодарности казаки сочинили в его честь песню. Усилиями ламы Итигэлова были воздвигнуты философский дуган - Чойра, и Дэважан дуган.

19 марта 1911 года он был избран XII Пандито Хамбо Ламой. При вступлении его в должность были попытки воспрепятствовать его вхождению на территорию Тамчинского дацана и сорвать ритуал восхождения на хамбинский трон. Хамбо Лама Итигэлов прошел на территорию дацана не через ворота, а велев убрать прясло ограды. Поднявшись к трону, он сменил олбог, и воссел на трон. На воротах, двери дацана и на троне были сотворены особые препятствия, которые он устранил. Выполняя обязательные после вступления на хамбинский трон ритуалы, Хамбо Лама Итигэлов на горе Бурин-хан увидел, как верующие приготовили для жертвоприношения более ста овец. Он был возмущен этим и стал сбрасывать овечьи головы с горы. Верующие стали поговаривать после этого, что Хамбо Лама долго не будет в должности, но в дальнейшем перестали забивать животных для жертвоприношений.

Сонгольский дацан однажды во время наводнения был затоплен. Хамбо Лама Итигэлов приехал как раз тогда, когда решался вопрос о переносе дацана на новое место - однозначного решения еще не было. Он повел лам за собой и указал место, где нужно было копать, здесь ламы нашли заложенные Хамбо Ламой в предыдущем перерождении ритуальные предметы - кувшин, барабанчик и колокольчик.

Ламы и прихожане Хилгантуйского (Сонгол) дацана признали, что Хамбо Лама Итигэлов является перерождением Хамбо Ламы Заяе-ва. По преданию в конце жизни Хамбо Ламы Заяева верующие просили его вернуться к ним, он обещал это.

Хамбо Лама Д.Д. Заяев был назначен Екатериной II в 1764 году Пандито Хамбо Ламой Восточной Сибири и Забайкалья. Он родился в 1702 году. В 1777 году в возрасте 75 лет ушел в следующее перерождение. И через 75 лет переродился в Хамбо Ламу Итигэлова в 1852 г. В 75 лет, в 1927 году, он собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы, через 30 лет прошу посмотреть, тело будет таким же, как и сейчас.» Тогда же он предсказал попрание религии - в дацанах будут забивать скот. Затем он попросил читать ему молитву «благопожелания уходящему». В ответ ученики молчали. Тогда Хамбо Лама Итигэлов сам начал читать молитву, и ученики последовали ему. После ритуала в течение 7 дней и 7 ночей тело Хамбо Ламы Итигэлова было неподвижно.

Во время захоронения тела в местности Хухэ-Зурхэн в яму после спуска саркофага ударила молния. Это видели все участники захоронения. Среди них была подруга племянницы Хамбо Ламы Итигэлова, 1907 года рождения, она и донесла до нас эту информацию. ХамбоЛама Итигэлов предвидел резкое усиление антирелигиозной политики в нашей стране, на 75 лет сохранил нетленное тело и 10 сентября 2002 года вернулся к нам.

Как все это случилось? По завещанию Хамбо Ламы Итигэлова в 1955 году Дарма Хамба, Жамьянэ ширээтэ лама с ламами и старейшинами тайно посетили место захоронения, все проверили и убедились, что тело находится в прежнем состоянии. Участник этого события Нимын Бата показал место захоронения своему зятю Амгалану. Я с 1990 года хорошо знаю старика Амгалана. Он 1914 года рождения. Я спрашивал его, какую работу приходилось ему делать в жизни. Он отвечал: «Я только не убивал человека, остальное все делал». Амгалан перед войной был репрессирован, отправлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Так получилось, что в построенном им бараке я прожил два года, во время службы в стройбате. Он удивлялся такому совпадению.

До поднятия тела Хамбо Ламы Итигэлова место захоронения никто, кроме Амгалана не знал. Мы бывали с ним в местности Хухэ-Зурхэн, он говорил: «Здесь сидит Этигэлэй Хамба». Прежде, когда говорили землякам и ламам, что Хамбо Лама Итигэлов сидит в прежнем состоянии, никто не понимал. Летом 2002 года мы договорились с Амгаланом о заготовке лиственницы для сруба-бумхана Хамбо Ламы Итигэлова. Пока мы решали, каким должен быть сруб, прошло лето. 7 сентября во время похорон матери Ганжур ламы Хамбо Лама Д.Аюшеев поехал в Хухэ-Зухэн. После похорон он направился точно на место захоронения Хамбо Ламы Итигэлова и прилег, сказав: «Какое здесь чистое место». Старик Амгалан спросил: «Вы откуда знаете, что здесь находится Этигэлэй Хамба?». «Я же Хамба!» - ответил Хамбо Лама Д.Аюшеев.

Через два дня, 9 сентября, после утреннего молебна я встретил Хамбо Ламу Аюшеева. Поздоровавшись, я спросил, можно ли ехать в Хухэ-Зурхэн и начать работы по поднятию бумхана Хамбо Ламы Ити-гэлова. «Да, настало время, отправляйтесь», - было сказано в ответ. Затем он распорядился, чтобы ламы Балбар, Буда, Дагба, оператор Баяр, нярва Санжай-Жамсо поехали в Хухэ-Зурхэн. И по полудню мы были на месте.

На месте нахождения Хамбо Ламы Итигэлова Балбар Лама, лекарь, был приятно удивлен множеством лекарственных трав, которые росли там. Собрав эти травы и совершив на огне ритуал, мы начали копать. После выбора грунта, на глубине одного метра попалась большая каменная плита, из-под нее парило, и были видны следы конденсата. Ниже был бумхан, и дерево было в хорошем состоянии, как только что изготовленное. Вечером мы доложили обо всем ХамбоЛаме Дамбе Аюшееву. Он нас вернул охранять место раскопок.

Рано утром следующего дня Хамбо Лаиа Аюшеев с десятью послушниками прибыли на место, чтобы поднять бумхан. Таким образом, 10 сентября в 21 час, под звук ритуальной музыки мы установили тело Хамбо Ламы Итигэлова на втором этаже Дэважан дугана.

Утром 11 сентября три судмедэксперта очистили тело от соли, раздели и осмотрели его. Пробовали надавить на брюшную полость, тело было мягким и податливым. При перевозке тела в Иволгинский дацан на автомобиле, при естественной тряске в нижней части тела мы нашли немного желеобраз-ной кровяной массы. Первое время, после 75-летнего пребывания в земле, при соприкосновении с воздухом тело Хамбо Ламы Итигэлова было ослаблено. Хамбо Лама Д.Аюшеев организовал непрерывный молебен в течение одного месяца.

Вес тела сначала был 46 килограммов, потом достиг 42 кг, мышечная часть тела в течение месяца чуть затвердела, и тело окрепло. После возвращения Хамбо Ламы Итигэлова в сельских местностях стали быстрыми темпами возводиться дацаны и дуганы, улучшилась жизнь, уменьшилось пьянство, более благоприятными стали погодные условия, снизилось количество сердечных заболеваний.

В 2003-2004 гг. Хамбо Лама Итигэлов был достаточно агрессивно настроен. При молебнах с его присутствием у многих верующих кружилась голова, у некоторых беспричинно шли слезы, при прикосновении к телу они чувствовали электрический разряд.

 

26 июня 2003 года в 18 часов, когда заложили при начале строительства Дворца Хамбо Ламы Итигэлова ритуальные предметы под основание, стеклянный короб Хамбо Ламы покрылся изнутри испариной. Я понял, что тело излучало тепло. А утром, в 8 часов, тело стало излучать спокойствие. Изредка, по полудню, увеличивается сила биотоков, идущих от тела и бывает, что он наблюдает за мной зеленоватыми глазами. Многие другие также во время молебных ритуалов наблюдают подобные явления.

При смене его одеяний и вытирании тела от него исходит благоухание. В последнее время, умывая его водой из колодца Улзын Добо - место рождения Хамбо Ламы Итигэлова, его лицо светлеет. Со временем, на мой взгляд, тело становиться более живым.

Хамбо Лама Итигэлов этим доказывает могущество российского буддизма. Это показывает, что нет на земле ничего сильнее буддийского учения. Учения религиозное и научное различны между собой. Учение Будды освобождает человека. Научное познание материального мира возбуждает и порабощает человека.

Учение Хамбо Ламы Итигэлова не под силу современной науке. Он показывает нам пример освобождения от всех страданий. Мы, не достигнув просветления Хамбо Ламы Итигэлова, понять его до конца не сможем.

В мире распространяется много информации о находках мумий в позе лотоса в Гималаях. Мы знаем, что подобного явления энергетического состояния тела Хамбо Ламы Итигэлова в мире, кроме нашей Бурятии, нигде нет.

 

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту