А. Цырендоржиев, преподаватель Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева: «Этапы прохождения путей тантры» |
Каким же образом Он достиг подобного состояния? Согласно многим свидетельствам достопочтимый Хамбо Лама Д.Д. Итигэлов демонстрировал признаки обретения непосредственного опыта в тантрической практике. Поскольку в традиции северного буддизма практика тантры являлась неотъемлемой частью духовного пути, то следует уделить некоторое внимание основным аспектам этого Учения. В начале, пройдя общие пути Большой колесницы, индивид становиться достойным сосудом, готовым войти в колесницу Тайной Мантры и достигать совершенства намного быстрее и эффективнее. Здесь же следует отметить, что Д.Д. Этигэлов, начиная с юного возраста, в течение 15-20 лет совершенствовался в общих путях, изучая и практикуя философию Праджняпарамиты и Мадхъямаки в Анинском дацане, таким образом, он обрел необходимые качества для будущей практики тантры. В этапах пути Мантры сказано, что став достойным сосудом, следует получить посвящение в мандалу божества и сохранять принятые клятвы и обязательства, таким образом практикуя две стадии, обрести сиддхи. Без этого же, если не соблюдать клятвы и обеты, то, сколько бы мы не усердствовали в практике, невозможно достижение буддства на протяжении многих кальп. Если брать во внимание тот факт, что достопочтимый Хамбо Лама Д. Д. Итигэлов в прошлых жизнях был великим йогином, получившим наставления и посвящения от самих Будды Кашъяпы и Будды Шакъямуни, то можно определенно сказать, что он достиг реализации, поскольку он обладал и сохранял в чистоте клятвы тайной мантры более чем шестнадцать жизней. В этапах мантры говорится, что если индивид соблюдает клятвы, даже не опираясь на практику двух стадий, то он обязательно обретѐт пробуждение в течение шестнадцати жизней. Если говорить о настоящим воплощении, то мы можем задаться вопросом: какую же тантру Он практиковал? В своем послании Он ясно подчеркивает, что очень трудно встретиться с Буддой Ваджрадхарой и пообщаться с ним. Что же достопочтимый Хамбо Лама имел в виду под этими словами? Наше мнение, что под встречей с Ваджрадхарой подразумевалось достижение подобного состояния, то есть окончательного Пробуждения. Будда Ваджрадхара считается изначальным Буддой, объединяющим в себе все семейства пяти Дхъяни Будд, которые являются персонификацией пяти мудростей, и индивид, достигая полного просветления, сам становится владыкой Ваджрадхарой, так как все его пять нечистых совокупностей преобразуются в чистейшие пять видов изначальной мудрости, которые и есть пять Дхъяни Будд. Поэтому можно сказать, что Будда Ваджрадхара не какое-то мифическое божество, которое трудно встретить и увидеть, а изначальная природа, присущая каждому живому существу, проявляющая себя в результате практики Учения. И не зря говорится, что трудно встретиться с ним, поскольку очень нелегко устранить все завесы клеш и познаваемого, загораживающие нашу истинную природу, и проявить себя в качестве пробужденного индивидуума. В этапах Мантры сказано: «Постигнув в качестве единого вкуса нераздельность таковости пустоты от самосущного существования всего Бытия, проявить мудрость, пребывающую недвойственно с этим, в качестве тела божества и есть нахождение в единстве с родом Ваджрадхары, преобразовывая свое тело в различные эманации, такие как три ваджрных рода тела, речи и ума, от них пять семейств дхъяни Будд, из которых проявляются сто родов Просветленных. Так сказано». Каким же образом достичь подобного состояния и преобразовать свои совокупности в сущность Ваджрадхары. Говорится, что следует опираться на Учение Тайной Мантры, подразделяющейся на четыре класса: Крия, Чаръя, Йога и Анутара йога тантра, по-другому называемые Тантра Действия, Тантра Поведения, Тантра обретения истинного пути и Непревзойденная Тантра обретения истинного пути. Из них же самой глубинной и тайной является Непревзойденная Тантра обретения истинного пути. В то время практикующими буддистами на территории Бурятии и России, так же как и на территории Тибета и Монголии широко была распространенна Непревзойденная Тантра обретения истинного пути, а, в частности, тантры таких божеств как Ямантака, Чакрасамвара и Гухъясамаджа. Из них же большую известность приобрела тантра Ямантаки в силу своей особенности быстро устранять препятствия на пути и дарующая мгновенный результат духовного постижения. Это было актуально по тем временам, когда многими последователями языческого культа и другими людьми создавались препятствия для распространения и практики Учения Будды. Известно также, что Учитель достопочтимого Д.Д. Итигэлова был выдающимся практиком этой тантры, совершивший двадцатидвухлетнее затворничество по идаму Ямантаки. Посему мы можем предположить, что Хамбо Лама Итигэлов также являлся держателем этой традиции, и, опираясь именно на эту систему, Он обрел высочайшие духовные переживания, приведшие к реализации подобного состояния. Если раскрыть суть этапов Высшей йога тантры, то следует сказать, что она имеет две стадии. Это стадии зарождения и завершения. На стадии зарождения устраняется гордость цепляния за обыденность восприятия мира и населяющих его существ. Таким образом устраняется завеса омрачений и достигается освобождение от сансары. На стадии завершения происходит работа с внутренними каналами, ветрами и сущностными субстанциями. И результатом будет тело и сознание Будды. Из двух стадий основной является стадия завершения. Здесь же она делится на стадию завершения отцовской и материнской тантры. Поскольку Тантра Ямантаки относиться к отцовской, то мы рассмотрим методы именно этой тантры, опираясь на традиции Пагба и Еше Шаблуг. Согласно этим традициям есть пять этапов, которые следует пройти на стадии завершения. Это Ваджрная начитка или же, подругому, стадия Уединения речи, Концентрация на уме или же Уединение ума, Благословение самого себя - стадия иллюзорного тела или же относительной истины, Окончательная истина - стадия ясного света или же, по-другому, явное пробуждение, Недвойственная мудрость или же стадия слияния, и того пять. Уединение же тела относят к этапу стадии зарождения, поскольку на том этапе достигают ясного видения и удержания образа божества и всей внешней и внутренней мандалы. Таким образом, говорят о трех этапах стадии завершения: это три уединения, две истины и этап слияния. Говоря о стадии слияния можно сказать, что она имеет два вида: относительную и абсолютную, или стадию учения и неучения. Согласно "Пяти этапам" Нагарджуны о ней говорится в таких словах: Постижение аспектов относительного и абсолютного и объединение их в одно истинное - называется слиянием. Также там говорится: Постигнув таковость, по порядку узнай этапы благословения себя и ясного света, и то, что объединяет только эти два и называется этапом слияния. На этапе Слияния Неучения ум постоянно пребывает в таковости, а тело наделено всеми окончательными признакам просветления, чего нет на Слиянии Учения. Но ум и тело, имеющиеся на этапе Слияния Учения, являются непосредственными причинами Ума и Тела Будды, и поэтому они есть лучший плод практики стадии завершения. И прежде, чем индивид достигнет этого уровня, он должен осуществить по отдельности иллюзорное тело и ясный свет. Что же такое иллюзорное тело? В этапах мантры сказано: «Иллюзорное тело - это тело, сотворенное из энергии Лунг и сознания Сем после завершения практики трех пустот». То есть вначале следует завершить практику уединения тела, затем взять под контроль энергии - ветра Лунг посредством практики уединения речи, и, медитируя на стадии уединения ума, зарождается мудрость трех пустот. И только после этого осуществляют иллюзорное тело. В "Пяти этапах" говорится: «То, что в совершенстве обладает энергетической основой Лунг, также имеющее качества трех сознаний, и возникающее в теле йогина, называется иллюзорное тело». Практика ясного света осуществляется посредством переживания четырех радостей, что согласуется с "Пятеркой Сущностной субстанции Великой Печати", где говорится: «В совершенстве проповедано, что радости проявляют и увеличивают восприятие, поэтому следует обрести постижение радости Особой и Вместерожденной и таким образом обрести переживание ясного света». Есть большие различия между общим понятием ясного света и ясного света пяти этапов, поскольку последнее обретается лишь после прохождения всех предварительных стадий. Как сказано в Собраниях практики: «Каждая из последующих шести стадий, таких как уединение тела и остальные пять, не реализуются, пока не обретен опыт в предыдущих этапах». Переживание ясного света можно зародить посредством опоры на Видъю, или же по-другому, духовную супругу, предварительно осуществив дееспособность каналов и сущностных субстанций тигле, которые являются внутренним условием.
|