Ф.Б. Гармаев, ветеран труда, заслуженный экономист Республики Бурятия: «О великом земляке I Пандито Хамбо Ламе Д.Д. Заяеве» |
Ум сайн амгалан болтогой!
Уважаемые гости, уважаемый Пандито Хамбо Лама! Несмотря на большое количество исследований и огромный вклад российских и бурятских ученых в развитие буддологии, тем не менее, все еще мало изученными остались вопросы конкретной истории буддизма в Бурятии. Это вопросы истории его распространения в определенных регионах, истории строительства дацанов, биографии основных деятелей бурятской буддийской церкви, недостаточно изучены и выявлены наследие, роль и значение деятельности наиболее крупных бурятских ученых лам. Это является следствием недостатка у исследователей фактологических сведений и данных и неизученностью архивных и письменных памятников на старописьменном монгольском и тибетских языках. Наименее изученной является история начального этапа по причине недостатка письменных источников. Поскольку жизнедеятельность первого Пандито Хамбо Ламы России Д.Д. Заяева проходила в XVIII веке и относится к начальному этапу распространения Буддизма в Бурятии, то конкретные даты, годы рождения, годы жизни и деятельности в различных источниках трактуются по-разному. Поэтому в данном своем скромном сообщении о биографии Д.Д. Заяева я использовал сохранившиеся до настоящего времени у моих земляков -потомков Заяева, «Предание о Зая Хамбо», краткие сочинения -предания о его жизни, рукописные сочинения. Первый бурятский хамбо лама Дамба Даржа Заяев - один из наиболее известных деятелей буддийского мира Бурятии, с именем которого связано распространение буддизма в Бурятии и России. Дамба Даржа Заяев по происхождению представитель этнической общности сонголов, переселившихся в Забайкалье из Монголии. Дамба Даржа Заяев - первый бурятский хамбо лама, видный религиозный и общественный деятель XVIII века, родился в 1702 году в семье Заяа Сахулага, нойона сонгольского абагатского рода. Этот род вместе с другими сонгольскими родами перекочевал в долины Чикоя и Селенги из Монголии в конце XVII века. Отец Дамба-Даржа, сын Сахулага Заяа и сын Отболоя Заяхан перекочевали в 1694 году из Хула Сара хошуна Тушетуханского аймака Монголии в Забайкалье. Сахулагын Заяа обосновался на правом берегу Чикоя в 10 верстах ниже по течению ныне от села Цаган-Чулутай Кяхтинского района Бурятии у горы Отосон. До настоящего времени у потомков, проживающих в с.Кудара-Сомон, а также в Монголии, в частности в г.Улан-Баторе, сохранилась запись родословной семи поколений Заяевых . У Сахулага было три сына: Заяа, Гомбожав, Арсалан. У старшего Заяа было девять сыновей: Заан, Занги, Заса, Зандог, Дамба-Даржа, Тодорхой, Хэтэрхэй, Ноендалай, Оюун-Далай. Последние два сына умерли в младенчестве. Дамба-Даржа-хамбо лама был средним, пятым сыном у Заяа.
Первый Пандито хамбо лама Дамба Даржа Заяев, божественного происхождения из страны Будды, пять раз перерождался в святых в Индии, затем пять раз перерождался высоким служителем Будды в Тибете. Согласно клятве перед Буддой и ради светлой судьбы нашего народа он в своем 11 -м перерождении родился у нас в Бурятии для распространения буддийского учения. В настоящее время известны все святые места, связанные с деятельностью I Пандито Хамбо ламы Заяева. Почему он родился у нас, у сонголов и в Кяхтинском районе? Он родился у подножия горы Отосон-хаан в 15 километрах от села Цаган-Чулутай, ниже по течению, на правом берегу реки Чикой. И сразу после рождения проявился чудесным образом - в течение одного года достиг 7-летнего возраста. Это место ознаменовано тем, что притягивает к себе грозы и молнии, и потому оно связано с местом обитания ботхисатвы Очирвани, воплотившего в себе силу и мощь Будд трех времен. Местность Эргэ-Бургэ, расположенная на левом берегу, еще ниже по течению реки Чикой у нас является местом обитания ботхисатвы Манчжушри, который воплотил в себя ум Будд трех времен. И, наконец, нынешнее нахождение дацана Балдан-Брейбун, новое место основания которого в 1912 году указал XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов - это место обитания ботхисатвы Арья-Балы, который воплотил в себя сострадание Будд трех времен. Эти места являются святыми местами, которые имеют связь с посланцами всевышнего Будды. Также из пяти почитаемых святыми у населения нашего края гор, две святые горы Хугты хаан и Хумэн хаан расположены в непосредственной близости от места рождения Зая Хамбы; Хугты хаан выше, а Хумэн хаан ниже по течению реки Чикой. Вот почему I Пандито Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев, являющийся по определению Богдо Гэгэна хубилганом божества Чойжил, родился у нас, у цонголов, в наших святых местах.
Из предания о хождении Хамбо Ламы Заяева за учением: Лама Дамба Даржа Заяев из цонгольского абагат рода в 11-м году жизни вместе с 13-летними Батором и Бахлай пасли овец. Договорившись с друзьями идти за учением, сказав родителям, в 1713 году отправились в Богдын Хурээ. И как только вошли в первую же юрту, бывший там большой лама сказал: «Хорошо, хорошо, что пришли из севера Халхи сосуды знаний», и, обрадовавшись, стал обучать их буддийским наукам. В это время распространилась страшная эпидемия, наступили тяжелые времена. Его святейшество Богдо-гэгэн повелел своим послушникам: «В западном монастыре у большого ламы учится малолетний хуварак из Халхи. Его сегодня же надо как следует побить и прогнать, чтобы он не вернулся. Только на второй раз служивые Его Святейшества перевели его на другой берег Сельби и вместе с друзьями прогнали. Сразу после этого на северо-западе потемнело небо, появились холодные тучи, и разразилась сильная гроза с градом, во время которой в каменную стелу с повелением Богдо, семь раз ударила молния и разбила ее вдребезги. Когда дождь успокоился, люди спросили: В чем причина этого? Говорят, он ответил следующее: «Этот хуварак из Халхи является ламой хубилганом божества «Чойжил». Рассердившись, он, чтобы остаться учиться здесь, решил покарать меня молниевым копьем». Говорят, что хотя Заяев и проявлял великие магические способности в 11-летнем возрасте, позднее он успокоился изучением буддийских наук. Из Богдын Хурэ они втроем отправились по караванному пути и через месяц прибыли в Пекин - город Богдо-хана. Далее в течение трех месяцев они шли по китайской территории и, говорят, достигли тибетской местности Амдо. Д.Д. Заяев обучался в разных школах многих монастырей Лхасы (Баруун Жу), в том числе в основном в лхасском монастыре Балдан-Брейбун, на философском факультете Гоман дацана, где проучился в течение семи лет. Говорят, он долго пребывал у Далай-ламы. После, около 20 лет обучения всем наукам, святой лама Заяев, соблюдая все обряды, получил у Панчен-Богдо обеты гецула. Панчен-Богдо благословил его, изрек благопожелание, чтобы после возвращения на родину Заяев стал Главой религии, и подарил ему островерхую шапку титим приверженцев гелукпа. После этого Заяев, почтительно испросив следующего посвящения у 7-го Далай Ламы, удостоился посвящения в гелоны. Когда пришло ему время возвращаться, Далай Лама соблаговолил подарить ему золотой цветок лотоса и изрек благопожелание, что в той стране, где будет находиться этот цветок, ламы будут славиться своей ученостью. Батор-хуварак, пройдя курс обучения на факультете астрологии - зурхай, стал астрологом, Бахлай-хуварак, изучив все тантрийские книги, получил степень рабчжамбы. Все трое, пройдя обучение разным наукам, получили посвящения в гелоны. Говорят, когда они, взяв некоторые самые нужные книги, возвращались обратно, при переправе через большие реки и ледники, рабжамба стелил свою орхимжи - накидку, превращая ее в мост, и так они по ней переправлялись. Эти трое по возвращении многим хуваракам преподали учение и знание, и с тех пор и до настоящего времени цонгольские астрологи славятся как искусные астрологи. Так они заложили основу дхармы.
Из путевых заметок: Дамба Даржа Заяев получил обеты гэцула от Панчена Лобсан Ешей-Гэгэна. В 20-летнем возрасте получил обеты гелона от 7-го Далай-Ламы I Галсан Джамцо-Гэгэна. Среди многих тысяч мудрецов, ученых лам, пройдя обряд дамжа, удостоился степени габчжу - ученой степени, присваиваемой ученым ламам, овладевшим знаниями десяти буддийских наук и выдержавшим диспут. Когда, после этого, изъявил желание вернуться на свою родину, святые Далай Лама и Панчен-Богдо разрешили, о чем свидетельствуют сохранившиеся указы. В 1731 году, в год водяной мыши, вернувшись на свою родину, встретился со своими родителями, родственниками и земляками. Лама Заяев впервые совершил богослужение в войлочной юрте. Этот хурал был проведен в год водяной мыши, в 1732 году у подножия горы, называемой Отосон. Одновременно на хуралы приходили верующие из низовьев Чикоя. По приезду на Родину лама Заяев проявил недюжинные способности - по пропаганде учения Будды среди населения, по проведению хуралов, по обучению и подготовке лам-хувараков, по строительству дацанов, установил строгие правила поведения и службы для лам, порядок работы дацанов и проведения хуралов, принятые в главном тибетском монастыре Балдан-Брейбун. В 1731-32 годы он избрал место строительства первого дацана в местности Эргэ-Бургэ. Это красивое место с чистыми песчаными барханами на левом берегу реки Чикой, в памяти потомков «Эргэ-Бургинский», первое место для дацана Балдан-Брейбун. Когда число хувараков, которых он собрал, достигло 150, после его обращения к вышестоящим властям, был утвержден так называемый комплект лам и хувараков из 150 человек. Этим впервые был утвержден комплект штатных лам и освобождение от повинностей и поборов. По настоянию Заяева, через канцелярию Селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Ее Величества, разрешающий возведение храма. В 1733-35 годы началось строительство деревянного Хилгантуйского дацана. По настоятельной просьбе Селенгинского воеводы Заяев был вынужден перенести место строительства дацана на правый берег Чикоя, в местность Хилгантуй. Ламы и миряне обратились к вышестоящим чиновникам с просьбой назначить ламу Заяева ширээтэ ламой монастыря, на что через контору Селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширээтэ ламой. В 1766 году было совершено освящение храма и пожаловано ему имя «Балдан-Брейбун». Когда империатрица Екатерина II спросила у Заяева, каким званием наградить его за неоценимые заслуги, он пожелал назначения на должность Пандито Хамбо Ламы. Тогда в 1764 году Дамба Даржа Заяев Указом империатрицы Екатерины II получил звание Пандито Хамбо Ламы, главы Бурятской буддийской церкви, то есть стал главой над всеми дацанами и ламами в России. Это событие имело большое политическое значение для бурятского народа, поскольку положило начало объединению буддистов в единую систему церковной организации и создало условия для преодоления разобщенности между различными этническими группами бурят и формирования целостной этноконфессиональной общности бурят. Хамбо Лама Заяев принимал участие и в общественной жизни бурятского общества. В 1767 году он был избран делегатом от селенгинских бурят в состав «комиссии об Уложении» - собрания представителей разных сословий России, созданного для разработки нового российского свода законов. 1768-69 годы он провел в Петербурге. В результате за всю свою деятельность был награжден императрицей Екатериной II.
Хамбо Лама Заяев известен не только как религиозный и общественный деятель, но и как автор первого бурятского географического сочинения-описания своего путешествия в Тибет, написанного им в 1768 году по просьбе и настоянию Екатерины II. Его описание путешествия в Тибет было впервые введено в научный оборот А.М. Позднеевым в 1900 году. «Описание хождения в Тибет» Заяева было рассмотрено как один из первых памятников самостоятельного жанра монгольской и бурятской литературы. После приезда из Петербурга в течение нескольких лет он совершил много благодеяний на пользу религии и живых существ. Буддийская религия после утверждения второй религией (после православной) стала всесторонне развиваться. Хамбо Лама, будучи в Петербурге, получил разрешение у императрицы строить дацаны и монастыри без ограничений, по мере религиозной надобности. Были утверждены пять главных должностных лиц, которые руководят всеми ламами. Они утверждались начальством и освобождались от повинностей и налогов и пользовались привилегиями нойонов. В 1777 году в возрасте 75 лет первый Пандито Хамбо Лама России Дамба Даржа Заяев погрузился в нирвану.
В последующем постепенно в Хоринском, Агинском краях, у Хамниганов, в Алари, в Баргузине и в других местах распространились буддийские общины. Всего было построено 34 дацана. Хамбо Лама Заяев, стремившийся овладеть основами религии, осуществляя однажды данное ему повеление великих святых о распространении буддийского учения в своей стране, обучал и распространял их коренное учение. Однажды в поездке по приглашению Жимба ламы Ахалдаева, после выбора места для строительства Гусиноозерского-Тамчинского Дацана, Шанзодба Баторов спросил у Хамбо Ламы Заяева: «Зачем им жаловать учение для руководства»? Хамбо Лама ответил: «Мы, трое, ездили на учебу в школы Тибета и Монголии не ради одного цонгольского рода, а для всех бурятских людей. Дела по руководству религией могут потребоваться в любом месте, поэтому мы должны туда отправляться и решать дела религии». Низкий поклон ламам Хилгантуйского дацана, которые сумели убедить Заяева еще раз вернуться в образе бурята к нам, на нашу Родину.
В биографии XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, составленной известным летописцем Будажабом Будаевым, приводится сообщение о том, что люди называли его перерожденцем Хамбо Ламы Заяева. В 1912 году в цонгольский дацан приехал Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Впервые за всю историю, с 1783 года, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов из всех Хамбо Лам был принят в нашем цонгольском дацане с почестями, с подношением мандалы. Тогда Итигэлов доказал, что он перерожденец Д.Д.Заяева. Он с ламами провел трехдневный хурал, после которого указал место для переноса дацана и еще добавил, что там находятся ритуальные предметы, принадлежавшие I Пандито Хамбо Ламе Заяеву. Так и оказалось. Все верующие были несказанно рады, считая, что Зая Хамбо Лама вернулся. Перед уходом, еще в 1775 году, Пандито Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев у подножия горы Хумун-Хаан заложил ритуальный кувшин (бумбэ), предсказав, что в будущем на этом месте будет построен дацан. Он также говорил о своем будущем возвращении. Первый цонгольский дацан Балдан-Брейбун был перенесен на южную сторону горы Хумун хаан и перестроен на каменный. В год земляной овцы в 1799 году гелон Лобсан-Лундок Дамби-Нима, впоследствии служитель Цугольского дацана Могойтуйского района Агинского округа, написал молитву, обращенную к Хамбо Ламе Заяеву, который проявил особую доброту к нам, бурятам. Эта молитва называется «Спонтанное исполнение помыслов», и написана им по просьбе представителей бурятского населения и рода Заяевых. Эти факты свидетельствуют о большом авторитете и популярности великого нашего земляка, первого Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева, а также о том, что благодарная память о нем среди нашего народа еще жива. И, наконец, место, где в 1777 году ушел в нирвану Дамба Даржа Заяев, поныне охраняют его ученики, не ушедшие в следующее перерождение. Это место называется «Талын харгана», вблизи села Новоселенгинск.
Уважаемые гости, уважаемые наши священнослужители! Прошу обратить ваше драгоценное внимание на следующее. Наш достопочтимый нынешний XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Бадмаевич Аюшеев, будучи ширээтэ ламой дацана Балдан-Брейбун, за короткие три года вновь возродил воздвигнутый I Хамбо Ламой Заяевым и разрушенный до основания в 30-е годы прошлого века дацан Балдан-Брейбун, избран XXIV Пандито Хамбо Ламой России. Он восстанавливает историческую справедливость, возрождая память о великих первопроходцах по распространению буддийской веры и памяти всех последующих Хамбо Лам. По его предложению и под руководством в 2002 году в с. Цаган-Чулутай Кяхтинского района, на родине I Хамбо Ламы Заяева в честь его 300-летия с рождения построен и освящен субурган, а жители села на нем зажигают вечную зула-лампаду. Также под руководством Хамбо Ламы Аюшеева в 15 км от села найдено и подтверждено археологами место рождения I Хамбо ламы Заяева, на этом месте земляками построен субурган Хамбо Ламе Заяеву, два домика и субурган второму Пандито Хамбо Ламе Хэтэрхееву. Мы, земляки Хамбо Ламы Заяева, выражаем сердечную благодарность нашему Хамбо Ламе Аюшееву за справедливое восстановление памяти нашего великого земляка Хамбо Ламы Заяева и Хамбо Ламы Хэтэрхеева, а также за огромную работу, проводимую им и ламами традиционной Буддийской Сангхи России по восстановлению и строительству дуганов, дацанов и продолжению священного дела Хамбо Ламы Заяева и Хамбо Ламы Итигэлова. Пожелаем им здоровья, долголетия и успехов в этом священном деле! Мы благодарны за восстановление памяти Великого Даша Доржи Итигэлова, его возращение к нам. |