English French Portuguese Spanish
М.Ю.Кононова, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана: «К вопросу о знаках, смыслах и символах послания Хамбо багши Даша Доржи Итигэлова к потомкам»

Вновь мы открываем Послание Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Прошло уже несколько лет с тех пор, как его незабвенные мощи после 75-летнего погребения обрели новый свет. Феномен драгоценного тела Итигэлова был обнародован далеко за пределами Иволгинского дацана. Почти сразу открытие стало достоянием не только традиционной Сангхи России, но и благодаря средствам массовой информации распространилось по всей стране. Заключение, сделанное судмедэкспертами, исследовавшими тело Итигэлова, до сих пор будоражат воображение: «Он живой»!

Охотливая до всяких «чудес» отечественная пресса тут же попыталась «быть объективной» и добавила: «Хотите - верьте, хотите - нет». Такая постановка вопроса, конечно, противоречит как самому буддийскому писанию, так и познавательным установкам любого грамотного и здравомыслящего человека.

Что значит верить? Мы в первую очередь должны проверить, но совсем не в том смысле, что «схватить бога за бороду». В Феномене необходимо разобраться, понять его сущность, причины, задать вопросы… И мы тут же найдем ответы, прямо в Послании Хамбо Ламы. Вот некоторые из них.

Бесстрастно изучив земную жизнь,

Начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний!

Эти строчки завершающие. В целостной мысли Учителя они – апофеоз. Мы сразу спрашиваем себя, как понять, изучили ли мы земную жизнь настолько, что бы приступить к Практике? Готово ли наше сознание для начала благословенного Дела? Этот момент разъяснял Будда. Даже в сжатых трактовках Учения говорится о поиске Истины, о прохождении пути понимания сущности вещей. Об этом говорит нам и Пандито Хамбо Лама Итигэлов в первой части своего Послания. Возникает справедливый вопрос, зачем человечеству Послание, если в буддийском учении все давно описано. Сам Итигэлов дает ссылку: «…так учили все предыдущие Будды». Он признается:

Вот этими словами довожу Учение

Для воспоминания и сохранения…

Вот оно! Для воспоминания и сохранения! Действительно согласно буддийским пророчествам примерно в этот период Учение должно было исчезнуть.

А что же тогда останется? Согласно логике можно было бы предположить приход в наш мир нового «исторического» Будды, который сказал бы людям новое Слово, и тем самым вернул утраченное Учение. Однако согласно буддийскому пророчеству приход 5-го Учителя датирован гораздо более поздними сроками, порядка 1000 лет. И хотя эту дату человечество своими поступками может приблизить, есть еще несколько препятствующих этому обстоятельств.

С одной стороны сегодняшнее время может сойти за «период варварства» – пятый уровень, соответствующий деградации человека (именно в такое время и придет «исторический» Будда) Итигэлов называет его «море грязи смутного времени». Сегодня, судя по всему, нет другого главного обстоятельства – готовности среди представителей человечества принять и понять новое Слово. Именно этим, по нашему мнению, и объясняется появление на свет Послания Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Это не просто назидание смутьянам и невеждам. Дарованное нам наставление, благословенное чудесным преображением тела Ламы, готовит нас к будущему, которое помогает расширить наше сознание и понять в будущем Учителей.

Итигэлов предостерегает нас и призывает освободить в голове пространство для познания Истины. Для этого необходимо избавить ум от гнета множества вредных привычек, навязанных стереотипов, бренных мелкоконъюнктурных мыслей.

 

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнув предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведомый на встречу к хозяину смерти.

Во время ухода в очередной мир в одиночестве,

Все твое богатство, родные, любимые и близкие,

Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и будут бесполезными…

 

Обращение идет к каждому лично. Итигэлов напоминает всем своим текстом: познай себя и ты познаешь весь мир.

С другой стороны феноменальность явления Итигэлова гораздо шире. Смело можно сказать, что вокруг него формируется новая «вселенная». Сквозь призму буддизма мы видим, как объединенные общим порывом познания и просветления потомки Итигэлова притягиваются друг к другу, образуя совершенно новое сообщество единомышленников. В условиях господствующего сегодня прагматизма, когда традиционные связи рвутся, а фундамент многих культур осыпается, объединенные светлым образом Итигэлова люди становятся оплотом не только отдельно взятого учения (буддизма), но и поддержкой соборного глубинного духа остальных народов. Для России этот вопрос первостепенной важности.

 

Что для нас сегодня значит «воспоминание и сохранение» Учения?

События конца XX века стали кульминацией очередного перераспределения «мощностей» в обществе. Изменились экономическая ситуация и политическая карта мира. Новые государства устремились занять «достойное место» в общемировом процессе развития в противовес сложившейся однополярной системе (в которой свыше 50% мирового продукта принадлежит США и его союзникам). Ответом стали новые сценарии и образы будущего.

Многие изменения, последовавшие за переделом мира, оказались страшны по своим последствиям. Глобальные трансформации в природе, межцивилизационный кризис, искажение сути бытия поставили под угрозу не только развитие общества, но и жизни людей. Случилось это вопреки наработанному за последний век гуманитарному знанию и предупреждениям великих мудрецов.

В сложившейся ситуации способы защиты интересов участников мирового процесса приняли весьма изощренный вид. К войнам вооружений добавились новые финансово-экономические войны, войны информационные и войны «смыслов». Суверенитет государств и народов стал определяться не географическими границами территорий, а, в большей степени, защищенностью нематериальных составляющих жизни страны, самостоятельностью ее культуры.

Между тем «ведущие» державы провозгласили переход к новой фазе исторического процесса – «постиндустриальной». Говоря по предложенной повестке дня все остальные страны, волей неволей оказались зажаты рамками «формационного» подхода, в то время как брошенный человечеству вызов – бороться за свое существование, предполагает в большей степени гармонию и компромисс подхода «цивилизационного».

В новой конкурентной борьбе повысились ставки. Против участи быть поглощенными чужими мыслеформами на кону оказалось сохранение народов, их уникальной культуры и спасительной мудрости. Можно усомниться в правомерности подобной постановки вопроса, однако пока России выбирать не приходится. Перед нашей страной напрямую стоит выбор: создание собственной глобальной парадигмы развития и сохранения, либо слом всей культурной матрицы и дальнейшее крушение государства и общества. Ситуация, в которой мы оказались, требует уже не столько анализа экономического или политического, сколько ставит перед нами проблему выработки нового знания, путем решения вопросов в первую очередь мировоззренческих, философских!

Конечно, это становится возможным только с помощью наработок наших мудрых учителей, ученых, старцев, оракулов. Опыт предков сильно переплетается с религиозным опытом человечества. Эта тема под разным углом легла в основу ряда диссертаций и монографий отечественных авторов. Но всех аспектов затронуть, естественно, не удалось. Тем более это не возможно сделать на нескольких страницах доклада.

На что мы хотели бы обратить внимание пытливых умов. Анализ религиозных верований, учений и традиционных культур заставил обратить внимание на вопрос о периодизации истории. Очевидно, что почти во всех древних писаниях, трактовка «времени» занимает центральное место. Наиболее ярко это выражается в апокалипсических сценариях (Евангелия, Талмуд, Коран и т.д.) и описаниях глобальных циклов смены эпох (китайская «Книга Перемен», приход разных Будд в буддизме).

Таким образом, можно предположить, что время для истории людей – это не только чистая физическая длительность (по Ньютону), не только линейное время в современном научном понимании. С точки зрения традиционного мировосприятия это еще и сроки очевидных ритмов, которые соответствуют, например, циклам движения Солнца, Луны, звезд… Именно отсюда мы черпаем понимание «сельскохозяйственных сезонов»: когда необходимо сеять, а когда собирать урожай.

Для составления календарей нашей жизнедеятельности используется также математика, в которой порядок последовательности событий определен начальными посылками и причинно-следственными связями. Математика, хотя ее и относят к науке точной и «ограниченной», сама по себе с помощью символов и знаков (чисел) охватывает и бесконечность и иррациональное[(+∞; - ∞), (мнимое; действительное), иррациональное число «π» и т.д.]. С помощью нее человек так или иначе постигает бесконечное и запредельное.

Предпринимались разные попытки описания хода исторического процесса как функции циклического колебания с определенными и фазовыми переходами периодами. На сколько верны получаемые расчеты (точки отсчета, амплитуды, период, частоты) покажет время. Гораздо важнее осознать, глядя на модель сегодняшней действительности, что для одних цивилизаций амплитуда – оказывается положительной, в то время как для других – этот показатель резко падает.

 

Для примера возьмем сравнение культуру современных западных стран с восточной.

«Благополучие для Западной цивилизации – это фазы экономической мощи с бумами накопления богатства, а неблагополучие – стагнации и разорения.

Благополучие для Российской цивилизации – есть фазы установления гармонии между азиатской и европейской частью ее самости в ключе имперской державности».

Что остается нам неравнодушным гражданам России в то время как нас пытаются поставить перед выбором: кто мы (с кем мы?) Европа или Азия, Запад или Восток? В сложившихся в мире обстоятельствах «войны всех против всех» этот вопрос звучит мягко говоря провокационно.

Вот что сказал Будда своим ученикам: «В море много воды и у нее один вкус – соли, и у моего учения вкус один – свободы». Но, что важно, Будда предлагал свободу целостности. В то время как рупоры западной цивилизации ежедневно подвергают нас искушениям, так называемой, свободой выбора. А ведь в России свобода никогда не была такой. Нашу свободу определяли миролюбие, терпимость, совесть и справедливость, свободолюбие и уживчивость, любовь к Родине. Эту нашу свободу попытались заменить на «демократию». Само по себе это политическое учение о «власти народа», конечно, заслуживает внимания. Однако его реализация у нас, как известно, привела к печальным последствиям. Как признаются теперь наши «реформаторы», «ими не была учтена российская культурная матрица, ценности и традиции страны». Могут ли они быть учтены сегодня? Вероятность до сих пор мала.

Но в России действительно существовала особая форма жизнеустройства, корни которой уходят в «благодатные» времена, когда подход был цельным. Когда меньшинство не отторгалось, а вырабатывалось общее решение для всех. Для этого, кто-то добровольно накладывал на себя те или иные ограничения, а кто-то прилагал дополнительные усилия для развития и самореализации. Но все это было возможно только благодаря цельному обсуждению вопроса со всех ракурсов, не взирая на статусы и «ветви» власти. Люди понимали, что от соборности и взаимопонимания зависят их жизни. А сегодня получается в основном так: «в столице проголосовали, а у нас здесь будут принимать». Ни для кого не секрет, пока наша «демократия», не смотря на всю ее демократичность – это борьба за власть малых групп и кланов, на фоне борьбы которых все остальное просто меркнет.

Что остается хранителям добрых традиций и всем неравнодушным гражданам России? Главное – это, конечно, сохранить то, что у нас пока еще осталось: наши прописные истины и святыни. И здесь речь идет не только о духовном самосовершенствовании и просвещении людей, но и о защите нашего духовного достояния, защите физической, а главное – юридической!

Все это станет возможным в результате нашего личного участия и диалога. Давайте будем помнить, что пятый исторический Будда, к приходу которого готовит нас драгоценный Пандито Хамбо Лама Итигэлов – связан с Дружбой.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту