English French Portuguese Spanish
Т.А. Стрижова, кандидат географических наук, докторант РГГУ, Москва: «Место природных и культурных феноменов в общественных процессах новой России»

 

Мне предоставлено почетное право представить свои скромные рассуждения на этом чрезвычайно важном общественном событии -международной конференции, посвященной возвращению Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. В этой связи я хочу выразить признательность оргкомитету, который включил мой доклад в Программу конференции и его председателю - уважаемому Хамбо Ламе Аюшееву.

В своем докладе я хотела бы остановиться на двух аспектах. Во-первых, представить те особенности географической среды, которые выступают фоном такому знаменательному событию как возвращение драгоценного тела XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, и во-вторых, вкратце обозначить изменения, что происходят в общественных процессах новой России под влиянием этого фундаментального события. А изменения сегодня фиксируются как на уровне отдельной личности, так и социума, субъекта и страны в целом. И наша международная конференция тому яркое подтверждение. Вначале определение феноменальности. Вчера об этом также говорил доктор Белковский в своем выступлении.

Особые, выдающиеся объекты процессы или явления, которые не имеют аналогов и которые изумляют человека или потрясают его воображение - все их можно отнести к разряду феноменальных. Их выявление, или напротив, утрата могут кардинально изменить наше мироощущение. Мы можем рядом с ними переживать восторг, вдохновляться, обретать уверенность, поклониться им или терять (с их утратой) опору из-под ног.

Байкальская Азия, как самобытная географическая провинция, выделяется особой концентрацией природных и культурных феноменов. Эти феномены функционально активны, актуальны для социальной среды и являются часто предметом культа и почитания.

Из природных феноменов - это, несомненно, оз. Байкал - предмет гордости, любопытства и большой озабоченности местного населения. Это стратегические запасы пресной воды планеты. Это эталон и стандарт пресной питьевой воды. Это уникальная биологическая и геологическая лаборатория, процессы в которой идут и в настоящее время. Байкал известен у народов Сибири с древнейших времен, а его сакральная сущность чрезвычайно значима. Озеро Байкал, включен ЮНЕСКО в 1996 г. в список участков всемирного наследия.

Мало кто знает, что именно в Забайкалье расположена единственная точка на Мировом Водоразделе, где соприкоснулись границы трѐх крупных водосборных бассейнов: Байкало-Енисейского, Ленского и Амурского. Реки - Лена, Амур и Енисей входят в десятку крупнейших рек мира. Подобных гидрографических узлов больше на земной поверхности нет. Благодаря такому обстоятельству этот регион через вещественные и энергетические потоки связан со всей Центральной Азией.

Голец Алханай представляет собой, в первую очередь, культурно-исторический памятник и является святыней северного буддизма. Ежегодно количество гостей, приезжающих на Алханай, растет и составляет сейчас десятки тысяч. Здесь места обитания духов, здесь места поклонения, медитации и лечения. Сюда приезжают паломники и туристы со всей России и из-за рубежа.

Перечисленные памятники природы действительно уникальны, они вызывают большой общественный и научный интерес. Сегодня это новые точки экономического роста (пока на локальном уровне), предмет изучения в школьных и вузовских программах, и, наконец, это ответственность России перед мировым сообществом за сохранение их удивительных и выдающихся качеств.

Байкальская Азия - это территория, куда каждый народ привнес частицу своей истории и культуры. Здесь дружелюбное сосуществование всех мировых религий (православие, буддизм, ислам, иудаизм) и язычества (шаманизм и др.). Культовые и сакральные объекты и местности встречаются здесь повсюду - буддийские дацаны, культовые сооружения - субурганы, православные церкви и священные места. Местное население всегда выделяло и почитало особые места (обоо) -это вершины гор, священные рощи, родники-аршаны и др. Причем, особо стоит отметить, что обоо почитаются практически всеми народами, проживающими в этом регионе - независимо от национальности.

Именно здесь в степных просторах родился и похоронен Человек прошлого тысячелетия — Чингизхан. Многоголосое пение переселившихся в эти края семейских старообрядцев, признано ЮНЕСКО выдающимся памятником нематериальной культуры. На гранитных берегах Байкала и скальных останцах в степных районах остались свидетельства высокой художественной культуры древнего человека.

Это далеко не полный перечень выдающихся памятников природы, часть из которых приобрела сакральное значение для народов, проживающих на этой территории. Особое место занимают историко-культурные памятники. Об этом мы говорили вчера. В первую очередь это буддийские монастыри, сохраненные и восстановленные с богатым фондом традиционной книжной культуры. Вот, например, типичная матрица-бар для ксилографической печати была найдена в окрестностях ныне разрушенного Аннинского дацана, имевшего собственную типографию. А «...коллекция тибетских и монгольских рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии» является крупнейшей коллекцией в мире (Сыртыпова, 2004). Однако, сегодня, наибольший вклад в цивилизационное и культурное богатство Азиатской части России и еѐ сопредельных государств - Китая (в первую очередь автономного округа внутренняя Монголия) и Монголии, был осуществлен Хамбо Ламой Итигэловым.

К моменту возвращения Итигэлова (конец XX в.) Россия как государство находилась в состоянии революционного преобразования политических, социально-экономических устоев. Менялось все - ценностные установки, нравственные принципы, стиль общественного поведения и образ жизни. Л.В.Скворцов (1995) прямо указал, что "...изменение сложившегося образа жизни оказывается чрезвычайно сложным, а подчас и невозможным, создавая фатальные угрозы безопасности человеческого социума". Особенно остро эти перемены переживали сообщества в периферийных, окраинных землях России. Состояние оторванности, даже брошенности и безразличности к проблемам со стороны федерального центра создавало угрозу политической стабильности и в целом безопасности страны. Усиливало социальные дисбалансы и пограничное положение региона.

И возвращение Хамбо Ламы Итигэлова мгновенно вывело нашу родину - Республику Бурятию в узнаваемый субъект во всем мире. В кратчайшие сроки все мировые информационные агентства откликнулись на это произошедшее феноменальное и фундаментальное событие в общественной, религиозно-культурной жизни страны. За пять лет, прошедших с момента возвращения Итигэлова к нему на встречу приехали более миллиона человек. Это люди разного вероисповедания, разной национальности, разной степени подготовленности к восприятию такого явления. Разные мотивы и обстоятельства приводили и приводят сюда людей - религиозные чувства, желание получить помощь и поддержку, любопытство, научный интерес. Мне хотелось, в этой связи, немного вольно процитировать Пандито Хамбо Ламу Аюшева: «Неверующий - засомневался, сомневающийся - поверил, верующий - укрепился в своей вере».

Несомненно, что присутствие Учителя повысило религиозность населения - а значит и выше стал в обществе уровень толерантности, появилось ощущение большей уверенности в будущем; у отдельных людей поменялось мировоззрение, появился интерес к более глубокому изучению буддийской культуры, философских и медицинских трудов. Хотя, не могу сказать, что имеет место адекватная научная активность вузовских и академических учреждений. Исследования физического состояния Драгоценного тела сегодня неактуальны, а вот изучение тех эффектов, которые происходят в общественной жизни региона в связи с возвращением Итигэлова, требуют оценки и анализа. Здесь, в азиатском пограничье, вокруг феномена Итигэлова формируется общее информационное и духовное пространство, наполняются новым содержанием межгосударственные связи, начинаются диалоги религиозной и светской науки - эти новые общественные процессы требуют своего осмысления.

Я солидарна с основной идеей, которая звучит здесь в разных интерпретациях, что возвращение Хамбо Ламы Итигэлова является одним из основополагающих факторов переосмысления духовного развития на личном уровне, гуманизации социальных процессов и, наконец, формирования нового кода общественного поведения.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту