English French Portuguese Spanish
Баир Дансарунов, ученик 10 класса, Гильбиринская средняя общеобразовательная школа: «Ширээтэ лама янгажинского дацана «Даша шарбалин» Бальчин Нимбу Морхилов»

 

«Каждая нация обязана выявить перед миром свою национальную сущность. Если же нации нечего дать миру, это следует рассматривать как национальное преступление. Это хуже чем смерть и никогда не прощается человеческой историей. Нация обязана сделать всеобщим то лучшее, что у нее есть. Благородный дух и есть богатство нации, а ее достоянии – в умении преодолевая собственные узкие интересы отправить всему миру приглашение принять участие в ее духовной жизни...»

РабиндранатТагор

Приход нового тысячелетия принес для Бурятии неординарное событие, которое навсегда войдет в историю буддийского мира и Бурятии. В буддийской практике считалось, что достичь Просветления путем медитации можно только на берегах реки Ганг или в горах Гималаев, однако Даша Доржи Итигэлов доказал, что и в Иволгинской степи можно совершить невозможное.

Мы все по праву гордимся своими знаменитыми земляками. А в небольших селах и деревнях - особенно, ведь благодаря им прославляется малая родина - место, не всегда даже и обозначенное на карте страны. Одним из них является глава Буддистов России с 1911 по 1917 годы, XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов.

 

Цель моего исследования - изучение жизни и деятельности самого близкого друга и соратника Даша Доржи Итигэлова, ширээтэ ламы Янгажинского дацана «Даша Шарбалин» Бальчин Нимбу Морхилова. Уходят в иной мир носители самых ценных знаний о прошедших событиях, часто не оставляя записей и воспоминаний.

Моя задача заключалась в том, что бы узнать о людях Гильбиринской долины, которые знали Д.Д. Итигэлова, лам Янгажинского дацана, собрать и сохранить сведения для извлечения всего ценного для будущих поколений.

 

Явление Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова - подвиг во благо всех живых существ. «Он пришел как Спаситель, превратив Бурятию в Бурханай орон, страну богов. Как истинный Бодхисаттва Бэрхэ, Он из сострадания к нам искусственно продлевает свое присутствие среди нас в своем последнем земном образе и молча учит нас». (Балдан Базаров, шанзодба лама Сангхи России).

В 2006 году была построена и освящена ступа «Жанчип» в местности Хухэ Зурхэн Гильбиринской долины. Здесь, на земле наших предков, 75 лет находилось Эрдэни Мунхэ Бэе славного сына Эхиритских и Булагатских родов - Великого иерарха буддизма XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова. Явление Хамбо Ламой Даша Доржи Итигэловым нетленности тела демонстрирует мощь Буддийского Учения, является вдохновляющим примером для современных практиков буддийской йоги.

 

Восьмой ширээтэ лама Янгажинского дацана «Даша Шарбалин» Бальчин Нимбу Морхилов родился в 1854 году в местности Хамнай Гильбиринской долины в семье Морхило Вайсарова из рода Хамнай Шоно Эхиритского племени.

В детстве он был отдан в хувараки и начал обучение на факультете Чойра Янгажинского дацана. Его учителями были основатели философской школы (Чойра) дацана гэлун габжа лама Лубсан Ниндаг Банзаракцаев и габжа лама Жал сарай.

Правила обучения философии в дацанах этнической Бурятии были едины. Год делился на учебные семестры. Обычаи и правила соответствовали традициям Гомон дацана Тибетского монастыря Дрэйпунг. Хувараки в обязательном порядке обучались тибетской и монгольской грамматике, декламации наизусть священных текстов, правильному совершению обрядов.

Для достижения глубокого понимания Буддийской философии приступали к изучению основной дисциплины - Цаннида (Чойра). После каждого курса сдавали переводные экзамены. Закончив многолетнее обучение, а это продолжалось около 20-ти лет и больше, традиционно держали экзамены по десяти наукам (на знание пяти Великих коренных текстов и пяти комментариев к ним). По окончанию философского факультета Нимбу Морхилов успешно держит экзамены на ученое звание - Гэбши, через некоторое время на высшее богословское ученое звание - Габжи.

Для совершенствования духовного образования 1906 году он поступает хувараком в Гусиноозерский дацан для обучения по тантрической системе (Джуд - факультет) у Учителя Бальчин ламы. В 1910 году Нимбу Морхилов принимает полный обет ламы-гэлуна (носитель его принимает 253 обета), и зачисляется штатным ламой в Янгажинский дацан.

С этого времени дальнейшая жизнь Нимбу Морхилова неразрывно связана с XII Пандито Хамбо Ламой Даша Доржи Итигэловым. Их совместная деятельность направлена на развитие и распространение Учения, процветание Янгажинского дацана. Началось строительство новых, ремонт старых дуганов, дацанских построек, увеличилось количество лам и хувараков, повысилось качество преподавания и обучения.

В марте 1911 года Нимбу Морхилов с гэлун габжи ламой Цыренпиловым как представители Янгажинского дацана сопровождали и присутствовали на торжественном вручении Военным губернатором Забайкальской области Высочайшей грамоты об утверждении Пандито Хамбо Ламой ламайского духовенства Восточной Сибири Даша Доржи Итигэлова.

В 1913 году в знак благодарности за оказанное внимание Ургинский Богдо Гэгэн Джебзун Дамба Хутухта пожаловал титулы «Шашни Хундулугчи» и ордена Вачира I и II степени Даша Доржи Итигэлову и Нимбу Морхилову.

1914 год. Началась Первая мировая война. В это нелегкое для России время Нимбу Морхилов утвержден Военным губернатором Забайкальской области ширээтэ ламой Янгажинского дацана.

В этом же году он принимает активное участие в создании «Общебурятского комитета по сбору пожертвований на нужды войны», а также выезжал с Пандито Хамбо Ламой Д.Д. Итигэловым на фронт для оказании помощи и поддержки своих земляков - фронтовиков и посещения прифронтовых госпиталей.

Под непосредственным руководством ширээтэ ламы Морхилова в 1918 году построен Дуйнхор дуган, и с этого времени начали совершаться Джуд хуралы. У него было много учеников по традиции Тантрийской системы. В народе Морхилов известен как Морхилын багша.

В 1920 году был возведен Майдарин дуган одновременно со статуей Майдари бурхана (Грядущего Будды), размером 80 локтей. Хамбо Лама Итигэлов и ширээтэ лама Морхилов все свои средства и имущество вложили в строительство этого храма. Статую Майдри бурхана выполнил габжа лама Янгажинского дацана, уран дархан Санжи - Цыбик Цыбиков со своими учениками, а украшения, внутренний и внешний декор дугана изготовлены зурачин ламой Базаром Будаевым.

Летом 1922 года Морхилын багша в состоянии медитации ушел из жизни. Он помешен в бумхан - мавзолей в местности Хухэ Зурхэн. Все свое имущество он завещал дацану и в 1923 году на эти средства был построен Джуддуган.

Благодарные земляки в 1998 году воздвигли Субурган на месте рождения одного из достойных людей нашего края, славного сына Гильбиринской долины гэлун габжа ламы Бальчин Нимбу Морхилова.

Уроки истории учат, что вера и стойкость помогают нашему народу выстоять в тяжелых испытаниях, и что процесс распространения, изучения Учения Будды, восстановление дацанов, дуганов - это тот путь, который поможет нам выйти из нынешнего положения, уберечь себя, своих детей и будущее человечество от возможных катаклизмов.

 

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту