English French Portuguese Spanish
Доржиев Содном, ученик 8 класса Гильбиринской средней общеобразовательной школы: "Сын земли хурамшинской – Ринчин Доржо Жамьянов"

 

Введение

Я хочу рассказать о знаменитом ламе Янгажинского дацана Ринчин Доржо Жамьянове.

Цель нашего исследования:

1. Изучить жизнь и деятельность Ринчин Доржо Жамьянова

2. Собрать сведения от людей старшего поколения, которые знали ламу Жамьянова.

Чтобы достичь цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Познакомиться с архивными документами

2. Подготовить материал для публикации.

 

Объекты исследования: традиции, религия, история.

Ринчин Доржо Жамьянов – первый ширээтэ лама Иволгинского дацана, один из его основателей оставил прекрасную память о себе и заслужил уважение своих земляков. Он родился в 1881 году в улусе Олзон, был вторым сыном Бэликтуева Жамьяна из рода Багдал. Из родословной Хурамшинских бурят я узнал, что у Багдала было два сына.

Багдал

Даха                            Паарай

Очир                           Бэликто

Жамьян                        Жап

Бальчин                       Ринчин Доржо

Бальжинима

Пурбожап

Коренным учителем Жамьянова был гэлэн габжа лама Бальчин Нимбу Мархилов (родом из Хурамши), у него же Жамьянов принял начальные обеты буддийского монаха. Ринчин Доржо Жамьянов имел огромное счастье постигать Учение Будды у великих наставников: XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, гэлэн габжа ламы Лубсан Ниндак Банзаракцаева, соржо ламы Сампила Эрдынеева (родом из Хурамши).

В конце 1890 года в Янгажинский дацан прибыл из Тибета Лубсан Жимбасан Гэгэн. Старейшины олзонских родов обратились к нему с просьбой определить целебный источник в местах их проживания. К нему в помощь от дацана были направлены три лучших хуварака философского факультета. В это число вошел Жамьянов. После всестороннего изучения источника в местности Ухаа Тологой Жимбасан Гэгэн объявил его аршаном. В память об этом событии Гэгэн указал место, где хувараки в один ряд посадили три молодых деревца лиственницы. Среднее посадил Жамьянов.

В возрасте 24 лет Ринчин ДоржоЖамьянов принял полный обет гэлэна, а в 1915 году – высшее духовное звание – габжа. По совету своего учителя Мархилова он продолжил обучение тибетской медицине у эмчи ламы Нансала Баниева. Этот период ознаменован большими переменами в стране, приходом новой власти, провозгласившей идеологию атеизма и подвергшей гонению и уничтожению всего, что не соответствовало новой политике. Начались репрессии против религиозных конфессий, разрушение духовных центров, преследование верующих.

В январе 1930 года в числе 36 лам Янгажинского дацана Ринчин Доржо Жамьянов был арестован областным отделом ОГПУ Бурят-Монголькой АССР по статье 58-10 УК РСФСР и содержался в СИЗО г. Улан-Удэ почти два года. 19 сентября 1931 года был освобожден из-под стражи за отсутствием в его действиях состава преступления. После освобождения поступил на работу в госпароходство, так как это было обязательным условием для лиц духовного сословия. Через восемь месяцев работы Жамьянов вынужден был уехать в Хандагатайскии леспромхоз Заиграевского района печником.

Второй раз Жамьянов Р.Д. был арестован 15 марта 1938 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Под стражей находился до 21 мая 1940 года. Затем продолжил работу в Хандагатайском леспромхозе.

3 мая 1941 вновь был заключён под стражу и осужден по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР к десяти годам лишения свободы. Для отбывания был этапирован в Джидлаг НКВД СССР. 13 мая 1943 был освобождён. Устроился разнорабочим в райпромкомбинат села Кижинга, так как лицам, осужденным по выше указанной статье, было запрещено проживание в пригородных районах республики.

Летом 1944 года в числе буддийских авторитетов Ринчин габжа подписал патриотическое воззвание к верующим о помощи Советской родине и Красной Армии для скорейшей победы над врагом человечества – немецким фашизмом. По данным республиканского Госбанка на первое января 1945 года в фонд обороны от верующих буддистов поступило 353,1 тысяч рублей. Лично Ринчин габжа внёс в фонд обороны 43259 рублей и в фонд помощи раненым воинам Красной Армии 1500 рублей деньгами, продукты и одежду, за что получил благодарность от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

В декабре 1945 года по приглашению земляков Гильбиринского сельсовета Ринчин габжа приехал в открывающийся в селе Верхняя Иволга дацан и стал одним из трёх штатных лам.

21-23 мая 1946 года в городе Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Участники съезда буддистов Восточной Сибири 1946 год. Пандито Хамбо Лама Лубсан-Нима Дармаев в центре, Доржиев Дагба, Жамьянов Ринчин, Жигжитов Самбу, Хомушку Амурта. Ринчин габжа был избран ширээтэ ламой Иволгинского дацана «Хамбын Сумэ». Он во время службы в Янганжинском дацане был одним из самых авторитетных и учёных лам своего времени и это, очевидно, сыграло решающую роль в избрании его на столь высокую должность.

По доносу от 6 апреля 1946 года он был арестован в четвёртый раз. Постановлением Особого Совещания заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет за принадлежность к антисоветской группе и антисоветскую агитацию. В апреле 1955 года Ринчин лама был освобождён от отбытия полного срока наказания в связи с преклонным возрастом. Официальная власть лишила его возможности продолжать службу в дацане, и он проживал у своего племянника Бальчинова Бальжинимы в селе Хурамша Иволгинского аймака. Несмотря на возраст и запреты, Ринчин лама продолжал помогать верующим и населению. 20 апреля 1958 года Жамьянов Ринчин габжа ушёл в Нирвану.

 

Заключение

Заключениями прокуратуры Республики Бурятия от 7 сентября 1993 года, 5 января 1999 и 19 июня 2000 года гэлэн габжа лама Жамьянов Ринчин Доржо полностью реабилитирован. Историческая правда восторжествовала, человеку возвращено его честное имя. Открытие всего лишь одного дацана в пору всесильного тоталитарного и атеистического режима свидетельствовало, что никакими репрессивными мерами невозможно вытравить из памяти, сознания народа его веру, идеалы и потребности души.

Мы думаем, что мир спасет не только красота, но и взаимопонимание и истинная вера.

Нам, хурамшинцам, есть чем гордиться и есть с кого брать пример.

Людская память – не водица. Она не иссякает

 

Из воспоминаний современников:

1. Намжилон Радна Бимбаевич, 1932 года рождения, уроженец села Хурамша.

2. Намжилон Норбо Жанчиповна, 1937 года рождения, село Хурамша.

3. Лубсандоржиева Балма Гатаповна, 1932 года рождения, село Хурамша: «Ринчин габжа был дядей моего отца — Бальчинова Бальжинимы и после освобождения из лагеря с 1955 года жил у нас».

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту