Башелханов И.В., Российский Государственный Гуманитарный университет, филиал г.Улан-Удэ: “Кристалл Итигэлова” |
Осенью 2002 г. был вскрыт саркофаг с неизменным с 1927 года телом бывшего главы буддистов Российской Империи – кавалера ордена Святого Станислава Даша Доржи Итигэлова. Лама старейшина Гэлэк-Балбар заявил после этого: «Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого Ламы сохранилось в прекрасном состоянии…в позе лотоса, в медитации, когда он уходил из жизни…только великие учителя, уходя могут войти в состояние медитации самадхи и очистив свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Но не всякое тело может сохраниться». Духовный лидер Тибета Далай Лама XIV, сказал в связи с этим в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (№14, 2003 г.): «…многие буддийские монахи познают смерть, умирая во время медитации, таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет и их тела не разлагаются. Пример тому медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 75 лет…». С тех прошло более 6 лет и тело Итигэлова, находящееся в обычной среде, одинаковой для всех нас живущих, не имеет признаков разрушения. Это подтверждают многочисленные свидетели, ученые, медики-паталогоанатомы, государственные деятели, не замеченные в религиозных пристрастиях /2/. Таким образом, его биологическому телу исполнилсяь 151 год, с учетом 1 года прибавки по бурятской традиции. Одновременно с наблюдением вышеуказанного феномена в 2002 году вышла работа Э.Р.Мулдашева /3/ о традиции сомати (самадхи) лемурийцев, атлантов и людей нашей цивилизации, развитой многие тысячелетия назад для сохранения генофонда человечества. Несмотря на попытку увидеть сомати в одной тайной пещере в Гималайских горах, автор не смог преодолеть фантомные психологические препятствия: распирающая головная боль, чувство тревоги, страха, негодования. Он был вынужден уйти из пещеры, так и не удовлетворив свое научное любопытство. Фонд людей, которые сохраняются тысячи и тысячи лет при температуре +4 градуса Цельсия в сомати – в пещерах на огромной высоте в горах – во-избежание очередного всемирного катаклизма – потопа, представляют собой полную аналогию со всемирным генетическим фондом растений. созданным академиком Вавиловым в 20-х – 30-х годах прошлого века в Советском Союзе. К.Ньюман /4/ описывает случай добровольного самобальзамирования японских буддийских монахов путем употребления сока лакового дерева и воды источника, содержавшего мышьяк. Результат – обезвоживание и предельное высыхание их тел. Общеизвестен случай периодического «принудительного» бальзамирования внешних оболочек тела В.И. Ленина, продолжающегося с 1924 г. Известны многочисленные случаи природного бальзамирования, в силу особенностей окружающей среды – быстрая заморозка в леднике, сухой воздух в пустынях, отсутствие кислорода в болотах Европы и т.д. Все эти случаи достойны удивления и уважения, но природа, причина, основа этих явлений другая, чем у вышеописанного явления.
По нашему мнению, феномен Итигэлова имеет физическую природу или, по крайней мере, физико-биохимическое объяснение. Наша интерпретация: причина явления кроется в нелинейности, относительности времени. С нашей точки зрения, тело ламы представляет собой биокристалл, находящийся в состоянии гомеостаза, структуру-аттрактор, когерентное, синергетическое образование с максимальной информацией. Синергетическому физико-математическому моделированию поддаются состояния, близкие ко сну, и глубокому сну человека. Констатируется /5/, что длительное нахождение в этом состоянии может быть только у некоторых людей. При этом у них понижается температура тела, затормаживаются все биохимические и биофизические процессы. Но такая модель имеет крайнюю неустойчивость, и объект может «сорваться» в обычный сон со сновидениями, или на катастрофическое и необратимое падение – смерть. Во сне без сновидений человек касается космоса или космоса-абсолюта. Философия Будды наиболее близка физике в ее современном виде. Пространство и время – это две стороны бытия. Возможность контроля времени допускает доктрина дзен – частная форма буддизма. В комментарии Чень-Чи Чана, приведенном к работе Оксфордского университета /6/, подчеркивается, что целью философии буддизма является совершенство и просветление (мы уточняем- совершенство и просветление биокристалла), полное его насыщение энергией. Далее, различают четыре ступени самадхи (дхъяны) на пути к этому. Наивысшей же ступенью считается состояние экстатического блаженства, которое достигается, по нашему мнению, путем приведения ума из глобально неустойчивого состояния в локально устойчивое, нулевое его состояние – абсолютный нуль мыслей (АНМ), по аналогии с абсолютным нулем температуры. В буддийских терминах он называется «истинным состоянием» – остановкой всех мыслительных процессов. Энтропия мыслей становится минимальной – информация же, в противоположность первой, по Больцману-Шеннону /7/ максимальной.
По современным представлениям кристалл- это самоорганизующаяся система атомов. Рост кристаллического объекта – это очевидный процесс перехода разрозненно существующих атомных, ионных или молекулярных частиц в состояние закономерно упорядоченных и согласованно функционирующих элементов целостной системы. Рост кристалла – это такой процесс, который в качестве необходимого момента включает в себя условие постоянной репродукции заданного типа структурной постройки. Сохранение неизменной внутренней организации растущим кристаллом может означать только одно: данная система в ходе взаимодействия со средой сохраняет неизменным свои структурно-функциональные параметры. Последнее более определенно говорит о том, что рост кристаллов, является процессом гомеостатического характера, а, тем самым, самоорганизующимся процессом. Но, с другой стороны, имеются мнения, в частности: А.А. Ляпунова, что информационные способности кристаллов невелики и кристаллическая решетка мало приспособлена для кодирования информации. Часть исследователей, в частности известный кибернетик Джон Баумен назвал рост кристаллов «одним из ярких примеров саморегуляции». Следует добавить, что и отец кибернетики Н.Винер расценивал рост кристалла как процесс сложного динамического функционирования этой системы. «Общие проблемы кристаллообразования, – в связи с этим подчеркивал он, – не могут быть отделены от активной, нелинейной динамики кристаллов». «Казалось бы, – писал выдающийся советский геохимик Г.В.Вульф, – неподвижная, как бы застывшая, геометрически правильная форма кристаллов противоречит понятию жизни как чему-то неустойчивому, непрерывно меняющему свой облик. Однако исследования в области кристаллизации показали, что всякий кристалл, как и все существующее в природе, претерпевает со временем ряд изменений, составляющих то, что условно называют его «жизнью». Кристаллы зарождаются, растут, подвергаются регенерации и даже пожирают друг друга» /1/. Автор замечает, что в этом отношении прав академик А.В. Шубников, который, комментируя высказывание Г.В.Вульфа, подчеркивал, что сопоставление живого и минерального «надо делать с большой осторожностью, не увлекаясь красивыми аналогиями и обобщениями». Наша точка зрения, что версия, насчет сложности судьбы кристаллов, Г.В. Вульфа более верна в контексте данного исследования. Первый вывод: биофизический опыт Итигэлова экспериментально подтверждает нашу выявленную закономерность: при росте расхождения количества информации, временные интервалы начинают также расходится, причем, нелинейным образом. И, во-вторых, мы делаем на основе этого опыта вывод о семантической эквивалентности энергии и информации.
Список литературы: 1. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе – философские аспекты синергетики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 111 с. 2. Волков С.Н. Байкал: туризм и отдых – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 352 с. 3. Мулдашев Э.Р.От кого мы произошли? – М.: ООО «АиФ-Принт»; М.: ОЛМА-ПРЕСС – 448 с. 4. Ньюман К.Отравляющие вещества // National Geographic Россия. Май. 2005. С 44-73 5. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции.- М: КомКнига, 2007. – 272 с. 6. Тибетская йога и тайные учения / Пер. с англ. О.Т.Тумановой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 480 с. 7. Пригожий И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ./Под ред. В.И.Аршинова. Изд. 6-е. – М.: КомКнига, 2005. – 232 с. |