Раднаев Гомбо, Гэбшэ Лама, преподаватель философии Буддийского университета «Даши Чойнхорлин»: "Стремление к знанию (Тойжун)" |
Жамбал Данзан в книге “Восхваление”, посвященной одиннадцати рождениям Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, отмечает, что XII Хамбо Лама обладал семью достоинствами. Одним из них является “Стремление к знанию”.
В своем докладе мне хотелось бы рассказать о понятии достоинства “Стремление к знанию”. Оно подразделяется на четыре темы: 1. Причины развития достоинства; 2. Драгоценность достоинства; 3. Суть достоинства; 4. Каких знаний с помощью такого достоинства достигают просветленные существа, в частности, Хамбо Лама Этигэлов. Рассмотрим все четыре темы подробнее.
1. Причины развития достоинства “Стремление к знанию”. Как говорится в труде Дже Цзонхавы “Ламрим”, в этой жизни остановки не бывает: быстро наступает смерть, а после смерти нам не дано выбирать, где родиться: это полностью зависит от кармы. Также в книге мудреца Шантидевы “Бодичарьяаватара” о карме сказано: “Лишь на миг во мраке ночи, молния из туч сверкает – также редко в этом мире, да и то лишь силой Будды, мысль благая возникает. Потому-то добродетель так слаба, а зло могуче”. Согласно сказанному, хорошая карма слаба, а плохая карма очень и очень сильна, поэтому рождение в низших мирах намного вероятнее, чем обретение рождения в высших мирах. Понимая это, думая над вышесказанным, в живых существах зарождается страх, и, дабы избежать падения в низшие уделы, появляется Стремление к знанию Учения.
2. Драгоценность достоинства “Стремление к знанию”. Почему именно “Стремление к знанию” так драгоценно? В буддизме для познания учения имеются основные правила, названные как избегание от трех изъянов: Первое правило. Если сосуд перевернут, хотя божества и посылают дождь, вода не попадет вовнутрь. Подобно этому примеру, хотя и пребываешь в школе, где преподается Учение (Дарма) – если не слушаешь внимательно, то не понимаешь сути Учения. Второе правило. Если сосуд нечист, то чистая вода, попав вовнутрь, так или иначе, загрязняется, и потому не годится для питья и прочих нужд. Исходя из этого идущий по Пути, хоть и внимателен в слушании, но в итоге понимает истинный смысл Учения Будды превратно, ибо слушает с неправильной мотивацией, потому не познает глубину Учения. Третье правило. В седьмом рождении, будучи Жонну Ниодом, изучил Трипитаку (Три корзины). В Трипитаке первая корзина – это Виная – учение, в котором сказано о правилах поведения буддийского монаха.Ввторая корзина – это учение о сосредоточении. Третья корзина – учение о мудрости. В одиннадцатом рождении переродился на территории Бурятии Первым Хамбо Ламой Дамба Даржа Заяевым. В биографии сказано; “…что Хамбо Лама Заяев был очень упорным и старательным учеником. Беспрестанно изучая науки и практикуя, он достиг очень высокого уровня знаний по пяти основным предметам: 1) Цадма - Прамана – логика. 2) Парчин - Парамита – познание запредельного. 3) Ума - Мадхьямика – срединный путь. 4) Дзод – Абидарма – учение о вселенной. 5) Дульва - Виная – правила монашеского поведения. На выпускных экзаменах Дамба Даржа Заяев удивил многих образованных лам, показав отличные знания по всем наукам, а также блестяще провел философские диспуты, демонстрируя отменную логику. После сдачи этих экзаменов Дамба Даржа Заяев получил звание “Габжа”. Седьмой Далай Лама Галсан Жамсо даровал ему звание “Номун Хан”, что; означает “Царь Учения”. В то время в России не знали о буддизме, и Дамба Даржа Заяев фактически является самым первым высокообразованным ламой в России. Хамбо лама Дамба Даржа Заяев был великим проводником буддизма, обладавшим силой и могуществом Будды, распространившим Учение Победоносного, в полном мраке невежества северной стране России, став для нас всех Прибежищем. В двенадцатом рождении переродился Двенадцатым Хамбо ламой Этигэловым. В 16 лет отправился на учебу в Анинский дацан, в те годы этот дацан являлся одним из самых известных по уровню образованности своих лам. Там он провел около 20 лет, изучая буддийскую философию. Позже свои знания Хамбо Лама совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане. В одном из них он защитился на звание Габжа. Хамбо Лама Этигэлов постоянно работал над самосовершенствованием, и, несомненно, благодаря неустанному труду над собой развил в себе все качества просветленного. Достоинство “Стремление к знанию” было развито в его сознании на высоком уровне, так как, исходя из его биографии, а также биографий его предыдущих перерождений мы можем смело сказать о том, что он овладел многими знаниями, которые присущи просветленным. Если сосуд вычищен, но в нем имеется течь, то вода не остается внутри и вся вытекает. Смысл сказанного состоит в том, что если идущий по Пути не запечатлевает в памяти выслушанных слов и его истинного смысла, то он забывает их и в итоге утрачивает. Получается, что большого проку от слушания Учения в этом случае нет. Также в “Ясном комментарии” учителя Харибадры говорится: “В начале стремление к знанию, затем, размышление и медитация постепенно порождают мудрость, постигшее аспекты”. Здесь говорится о том, что для того, чтобы достичь запредельной мудрости (Парамиты), следует слушать и размышлять над учением Парамиты и медитировать путь Парамиты. Слушание, размышление и медитацию Харибадра объясняет с помощью шести мыслей:
Первая Изначальная мысль – это Стремление к знанию и концентрация на терминах источников. Вторая мысль подразделяется на четыре – это: 1. Подсчитывание подразделений видов понятий терминов; 2. Постижение их сути; 3. Отбрасывание сомнений на значении понятий терминов; 4. Памятование значений смыслов. «Третья мысль есть аналитическая мысль. Четвертая мысль есть познание сущности. Пятая мысль – верность. Шестая мысль – желание достижения»
Также в книге Гунтан Дамби Донмед говорится: В начале нужно зажечь лампадку Стремления к знанию, Без него не сможешь узнать нужное и ненужное в традиции пути освобождения и ущерба сансары, окруженном неведением. Поэтому порождай в себе Стремление к знанию. Подобно старцу, опирающемуся на костыль, опирайся на слова Учения, заучивая и запоминая их. Одним ежедневным их просмотром не поможешь себе. Потому заучивай и повторяй слова Учения длительное время. Хоть и знаешь много книг наизусть, не размышляя об их смысле, Будешь читать как попугай. Смысл сказанного не сможешь понять, Поэтому тонко анализируй смысл Учения. Если желаешь стать мудрым среди окружения, не хочешь быть в неведении, ты не сможешь осуществить свое желание. Если ты привязан к временным благам, таким как сон, питье и пища. Потому практикуй старание и терпение, при встрече с трудностями. Забыв о пище, практикуя старание, начав желать освобождения, то не пройдет и трех дней, если, забыв об этом, отвлечешься, Так ты ничего не достигнешь. Поэтому практикуй старание постоянно, Подобно потоку речной воды. Только тогда, когда достоинство “Стремление к знанию” находится без изъянов, развито в правильном русле, то оно входит в число семи достоинств Святого. Хамбо Лама Этигэлов, благодаря этому достоинству, достиг совершенства в Учении Будды, как и многие другие просветленные существа. В “Разделе о слушании” сказано: “Стремление к знанию знакомит с положениями Учения, Стремление к знанию отлучает нас от дурного, Стремление к знанию отбрасывает бессмысленность, Стремление к знанию уводит по ту сторону страданий”.
3. Суть достоинства “Стремление к знанию” Что такое Стремление к знанию? В труде “Лориг” (Сознание) Гунчен Жамьян Шадбы определение “Стремления к знанию” звучит так: “Первое. Это сознание, возникшее от слушания слов, произносимого индивидуумом. Второе. Это сознание, не имеющее общей основы с ложным сознанием. Например: ложное сознание, может возникнуть из-за плохого зрения, когда вместо одной луны видят две, вследствие которой у нас возникает ложное сознание, воспринимающее несуществующий объект. Третье. Это сознание, не имеющее общей основы с сомнением. Сомнение порождается сознанием, имеющим две крайности, то есть когда мы думаем, что звук вечный или невечный, то появляются две крайности.
4. К чему приводит достоинство “Стремление к знанию” В книге Жамбал Данзана “Восхваление”, говорится о том, какие знания приобрел благодаря этому достоинству Хамбо Лама Итигэлов в течение своих рождений. Хамбо Лама пять раз перерождался в Индии, пять раз в Тибете, и два раза в Бурятии. В Индии во втором рождении, будучи Лозавой Сэнгэ, в местности Доржоден, он получил учение Тайной тантры у Будды Шакьямуни. В третьем рождении, будучи Гэлэг Бал Санбу, он был держателем Винаи. В шестом рождении, будучи Дармапой, он обладал знаниями таких мирских наук, как медицина, веда и т.п. |