Дагбаев Э.Д., доктор социологических наук, БГУ: "Паломничество К Пандидо Хамбо Ламе Итигэлову: мотивация и ценности" |
Опрашивались паломники по свободной выборке во время 4 хуралов. Всего опрошено 167 человек. На каждом из хуралов разное количество опрошенных. До 30 лет - 38 чел. 31-45 лет 56 чел. 46-60 лет - 60 чел. Свыше 60 лет - 13 чел.
Выборка 1. Возраст паломников (в абсолютных цифрах)
Паломники - люди не только разных возрастов, но и разных профессий, или занятий. Естественно, они представляют весь спектр профессиональных занятий нашего общества. Однако по роду занятий нам представляется возможным разделить всех паломников на пять наиболее больших, или типичных групп по наиболее важному, на наш взгляд, признаку - характеру деятельности, что может указывать на их социальное положение в обществе (а значит, и соответствующие представления, мотивации и ценности). Все респонденты-паломники подпадают в одну из пяти групп: - учащиеся образовательных учреждений (к коим относятся и школьники, и студенты ссузов и вузов, а также временно повышающие квалификацию на различных курсах и т.д.); - служащие - наиболее многочисленная группа и в современной социальной структуре бурятского этноса (учителя, врачи, работники государственных и муниципальных органов и учреждений); - работники производственной сферы (то есть работники предприятий и учреждений, занятых на производстве определенной продукции - рабочие, ИТР и т.д.); - отдельную группу составили работники торговли и сферы услуг (в большинстве своем это люди, занятые в малом и среднем предпринимательстве, но не только. Это и наемный класс малого и среднего бизнеса. Предпринимателями являются и другие люди, относящиеся к другим названным категориям, но работа в торголе предполагает нечто общее); - пенсионеры, в большинстве своем это люди старше 60 лет
2. Род занятий
По месту проживания существует несколько вариантов классификации: город - село, Улан-Удэ - жители сельских районов, Республика Бурятия - другие субъекты федерации и т.д. Однако мы сочли необходимым разделить на три группы, пусть неравномерно распределенных, но имеющих принципиальное значение с точки зрения возможного различения мотивов и ценностей. Прежде всего, мы выделили группу респондентов из РБ и других бурятских автономий (имеется в виду Агинский БАО, и Усть-Ордынский БАО), а также других субъектов федерации (не из Бурятии) и других государств (прежде всего, Монголии и Китая). Оказались опрошенными 127 жителей Бурятии, АБАО, УОБАО, других субъектов федерации - 33, других государств - 7.
3. Место проживания
Итак, нас интересовала мотивация паломников: зачем и почему они приходят на поклонение к нетленному телу Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Здесь выделяется четыре группы мотивов всех паломников, независимо от их социальных характеристик. Мотивы молитвы и поклонения - 41,9% от всех вариантов ответов. На втором месте - личный прагматический интерес, к которыму мы отнесли приезд во имя решения какой-либо личной проблемы, связанной с тем, что пришедший связывает поклонение с ней. - 19,1%. Получение благославления - 17,1%. Различение этих мотивов, лишь на первый взгляд, кажущихся одной мотивацией, представляется правильным, поскольку четвертый вариант ответа «все вышеуказанное» составляет незначительную долю ответов - 6,6 %. Есть и другие варианты ответов (типа «Так надо», «Мне об этом сказали родные» и т.д., но они представляются маргинальными). В большинстве своем люди приходят помолиться, а значит, связывают паломничество с духовно-нравственным совершенствованием, духовным развитием.
4. Мотивы посещения всех паломников (в процентах)
Мотивации тесно связаны с тем эмоциональным состоянием, в котором пребывают паломники. Это сложный вопрос - когда их спрашивают: что вы испытываете во время посещения тела? Спектр эмоций самый различный. Проглядываются 4 группы состояний:
Очевидно, что паломники идут сюда не за решением проблем, а спокойствием. Паломничество в данном случае выполняет некую компенсаторную роль, человек приходит в состояние умиротворения и радости.
5. Эмоциональное состояние во время посещения тела Пандидо Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова (в процентах)
Принципиальным становится и вопрос о том, что же изменилось в жизни паломников после поклонения, что они ощущают. На первом месте - «духовно-нравственное совершенствование». Хотя это в ответах было выражено другими словами - 35,5%. На втором - обретение душевного покоя - 28,5%. 14 % респондентов считают, что изменений не произошло. 12,5 % свидетельствуют о том, что они решили какие-то материальные (прагматические) проблемы, это показательно - примерно девятая - десятая часть из паломников имеют прагматичексие интересы.
6. Жизненные изменения после посещения тела Пандидо Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова
Данные опросы позволяют создавать двухмерные, трехмерные и четырехмерные модели, то есть связывать социальные параметры с мотивацией, эмоциональным отношением, жизненными изменениями. Можно использовать корреляцию. Мы видим ряд общих тенденций (закономерностей). В мотивационном ряду обращает внимание, что люди старшего поколения в большей степени приходят за молитвой и поклонением и совершенно мало за личным интересом. Последнее вообще характерно для людей среднего и особенно зрелого возраста. Чем младше возраст - тем больше сочетание этих мотивов. При этом - учащиеся учебных заведений, работники производственной сферы и работники торговли и услуг указывают в большей степени на все присутствующие мотивы. Жители Бурятии и автономных округов проявляют большее внимание к молитвам и личному интересу.
7. Взаимосвязь мотивации паломничества и социальных параметров
Проникновенность и трепетность более всего испытывают люди зрелого возраста, учащиеся, и особенно пенсионеры, спокойствие - молодежь, служащие, пенсионеры, радость и счасте - пнсионеры, старшая возрастная группа и граждане других государств.
8. Взаимосвязь эмоционального состояния и социальных параметров паломников
Что изменилось в жизни: душевный покой характерен старшей группы, пенсионеров, работников торговли, жителей других субъектов. Очевидно, это имеет психологические причины. Материальные проблемы больше решаются после посещения у работников торговли и сферы услуг, духовно-нравственное совершенствование характерно для людей зрелого возраста, служащих и особенно пенсионеров.
9. Взаимосвязь жизненных изменений и социальных параметров паломников
Выводы: 1. Наверное, уже формируется особая социальная группа – паломники, посещающие нетленное тело Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова. Она обладает своими социальными характеристиками, достаточно молодая по возрасту, с высоким уровнем образования и широким ареалом местожительства. 2. Эта группа, несмотря на свою многогранность, обладает, несомненно, выделяющимся качеством – стремлением к духовному самосовершенствованию. 3. Одним из проявлений феномена Д.Д. Итигэлова является успокоительная (компенсаторная) функция, в чем, несомненно, нуждается наше общество. |