English French Portuguese Spanish
Васильева Я.Д., директор Института Хамбо Ламы Итигэлова: "Хамбо Лама Итигэлов и наше время"

 

Феноменальное явление Хамбо Ламы Итигэлова в 2002 году вызвало в мировом сообществе необычайный интерес. Практически за один год был сформирован социальный заказ на информацию о жизни и деятельности XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова – главы буддистов России с 1911 по 1917 год. Начался активный процесс сбора информации об основных вехах жизни, духовной и светской деятельности иерарха. Сведения о нем рассредоточены по различным архивным учреждениям, библиотекам дацанов, личным архивам жителей Бурятии. Бесценными источниками являются воспоминания земляков Хамбо Ламы Итигэлова. Институтом созданы и продолжают пополняться базы: архивных материалов, интервью с земляками, видео-фотодокументов, публикаций в СМИ, проводится социологический опрос паломников. Эти материалы явились источниками для сбора фактической информации о влиянии феномена Хамбо Ламы Итигэлова на общество.

 

Публикации в СМИ.

Этот массив собранного материала можно подразделить на 2 этапа. Во-первых, это статьи, опубликованные в газетах и изданиях до сентября 2002 года. Здесь необходимо подчеркнуть, что в известные годы было очень непросто публиковать и свободно обсуждать буддийские темы. Кроме того, на информацию о Хамбо Ламе Итигэлове было наложено табу. Нами найдено 15 публикаций в республиканских и районных газетах. На слайде представлена хронология публикаций, они явились бесценными сведениями на момент возвращения Хамбо Ламы Итигэлова. Особенно важны две публикации. Первая по времени, найденная нами статья.- 1994 год 30.06. газета «Буряад Унэн», статья «Этигэлэй Хамба» на бурятском языке, автор житель с.Оронгой Цыден Доржо Цыденов. Вторая публикация за 1996 год 28.11, газета «Буряад Унэн» статья -«Хумэн Хаанай убэртэй» на бурятском языке к 260-летию дацана «Балдан Брейбун», автор Ринчин Цыдендамбаев, ветеран ВОВ, с.Хилгантуй. В первой статье описана биография Хамбо Ламы Итигэлова, сходная с «Намтар Этигэлэй Хамбо», написанная его учеником Будажап Будаевым, этот документ находится в архиве ИМБТ СО РАН. В этой же статье указано, что Хамбо Лама Итигэлов вернется к нам через 60 лет. Во второй статье, написанной Ринчином Цыдендамбаевым, очень подробно описаны архивные материалы по приезду в 1911 году Хамбо Ламы Итигэлова для определения места строительства нового дацана «Балдан Брейбун» в связи с затопляемостью территории дацана, возле села Мурочи. Именно в этой статье написано о том, что он является хубилганом – перерожденцем 1 Пандито Хамбо Ламы Заяева. Из найденных нами 16 публикаций, 10 написаны Борисом Бальжиевым, жителем села Оронгой. Кроме того, в семье Банзаровых из села Оронгой была сохранена и в 1940 году переведена со старомонгольского на кириллицу родословная рода Готол Бумал, где было выделено древо Хамбо Ламы Итигэлова. В Материалах международного симпозиума (10-14 сентября 2001 г.) «Мир буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог», был опубликован доклад Дид Хамбо Ламы БТСР по Читинской области Цырена Дондукбаева «Сохраним духовные традиции: Пандито Хамбо Лама Итигэлов» — где подчеркнуто, что им написана работа «Комментарии к сочинению Зонхавы «Дэмбрэл Додба». Такова пока, созданная нами база данных по публикациям о Хамбо Ламе Итигэлове до его возвращения к нам в феноменальном состоянии в 2002 году. Публикации после 10 сентября 2002 года имели волнообразный характер. В сентябре 2002 года практически все республиканские и районные газеты опубликовали статьи о чудесном возвращении Хамбо Итигэлова., Программа «Намедни» канала НТВ, проводившая съемки во время «Лхабаб Дуйсен хурала», в своей телепередаче впервые продемонстрировала действительные кадры, снятые 10 сентября, в день возвращения Хамбо Ламы Итигэлова. Это вызвало огромный интерес, и количество публикаций резко увеличилось. В основном это были перепечатки статей, подготовленных пресс-службой БТСР. Вторая волна интереса журналистов к феномену Хамбо Ламы Итигэлова возникла на фоне исследований проф. Виктора Звягина, заведующего отделением идентификации личности Российского Центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России. Тогда были произведены исследования образцов, взятых с тела (волосы, ногти, отшелушившаяся кожа) методом инфракрасной спектрометрии. Эти исследования выявили, что все эти образцы имели прижизненные характеристики. По приглашению Администрации Президента России были проведены пресс-конференции 1 декабря 2004 года в информационном агенстве «Интерфакс», и 21 декабря в РИА «Новости» по результатам исследований. Именно тогда было заявлено, что подобных феноменов не было не только в истории буддизма, но и человечества вообще. Это заявление вызвало резонанс во многих странах и, конечно, в нашей стране. Именно в этот период на многих сайтах в Интернете началось обсуждение феномена. 30 марта 2005 года Дугдановым Жаргал Ламой была найдена в библиотеке Иволгинского дацана книга о 11 перерождениях Хамбо Ламы Итигэлова, Эта находка также вызвала лавинообразный интерес СМИ к феномену Хамбо Ламы Итигэлова. В этот период в Иволгинский дацан обратились за информацией практически все центральные каналы России и ТВ Германии, Австрии, Румынии, Дании и других стран. После этой волны интереса, вызванной, как говорят журналисты, «новостным поводом», происходило спонтанное повышение интереса центральных каналов и без «новостных поводов». Это происходило в начале и осенью 2007 года, осенью 2008 года, и это происходило в марте этого года и за неделю до начала нашей конференции. Создается база публикаций в СМИ, и теле- и видеопередач о феномене Хамбо Ламы Итигэлова.

Также к нам поступают письма обычной и электронной почтой об уникальных случаях влияния Хамбо Ламы Итигэлова на людей. Например, поступило письмо из Тункинского национального парка в 2004 году и письмо из Самары, от Крыловой Светланы в 2007 году. Все эти материалы также собираются в архиве Института.

Также, интерсен факт, когда люди видят глаза Итигэлова. Первое сведение об этом нам сообщила в 2003 году Р.И Пшеничникова, ректор ВСГАКИ. Она сообщила о том, что у него глаза зеленого цвета, и чуть позднее, в 2004 году, об этом же поведал директор театра бурятской драмы Доржо Сультимов. В анкетах мы также стали получать информацию об этом явлении. На прошлой конференции известный буддолог Линнерт Мялль также сообщил, что он видит глаза Хамбо Итигэлова, и 2008 году, здесь на круглом столе, организованном ИМБИТ, он заявил, что он очень бы хотел, чтобы при его жизни, никто не пришел к пониманию феномена Хамбо Ламы Итигэлова. Институт эти сведения также собирает в свой архив, т.к. по истечении определенного времени придут исследователи, которым будут необходимы эти материалы.

 

Улзыта Аршан.

28 мая 2005 года все ширээтэ дацанов БТСР во главе с Хамбо Ламой Аюшеевым провели поиск места рождения Хамбо Ламы Итигэлова. В этот же день Хамбо Лама Аюшеев указал место рождения Хамбо Итигэлова, а житель села Оронгой Ленхобоева Роза Сыхеновна обнаружила колодец. В этом же году на месте, указанном Хамбо Ламой Аюшевым, был построен субурган, посвященный Хамбо Ламе Итигэлову, а также восстановлен колодец. Со времени освящения субургана комплекс Улзыта Довоо – место паломничества. Многие приезжают, чтобы испить аршан «Улзыта», что в переводе означает «дающее благо». Он стал так востребован, что сюда стали приезжать за аршаном не только жители Бурятии, но и соседних регионов. Этот аршан тоже является феноменом для гидрогеологов, Они заявляют, что в этой местности везде вода соленая, а источник «Улзыта» пресный. В связи с огромным спросом на Улзыта Аршан, были проведены исследования «Бурятгеоцентром» под руководством директора Афанасьева А.Т., исследования выявили полную пригодность к употреблению по стандарту питьевой воды, и более того, содержание серебра в аршане значительно выше, чем в источниках в Бурятии, что вызвало удивление у специалистов. Ламы Иволгинского дацана ведут мониторинг использования аршана и имеются интересные данные.

Начало регистрации – 04.04.2008 г.

21.06.2009 г. – 10794 человека, выбрано 172686 литров.

Зарегистрировано: Улан-Удэ – 4761 человека, Селенгинский район – 624, Иволгинский район – 474, Закаменский район – 312, Кяхтинский район – 270, Забайкальский край – 240, Иркутская область – 98, Кижингинский район -156, Еравнинский район -132, Заиграевкий район – 80, Монголия – 22 человека.

Здесь также очень интересны результаты, о которых сообщают приезжающие за аршаном. Вот один из зафиксированных удивительных результатов. Эта история молодого человека, у которого заболел отец. Он скептически относился к лечению аршаном, и когда сын привез ему Улзыта аршан, отец стал выздоравливать. Когда его сын приехал в очередной раз за аршаном, он рассказал об этом чудесном излечении. Таково влияние феномена Хамбо Ламы Итигэлова на людей.

 

Институт с 2003 года проводит опрос-анкетиро-вание пришедших на встречу в дни поклонения Хамбо Ламе Итигэлову, 8 раз в году. Часть материалов мы передали на социологическое исследование д.с.н., профессору Э.Д. Дагбаеву, и теперь мы все имеем возможность ознакомиться с результатами его исследований.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту