English French Portuguese Spanish
Кочаров А.А., мастер буддийской живописи танка: "К вопросу о феномене Хамбо Ламы Итигэлова"

 

Введение. Предыстория.

В 2002 году в Бурятии произошло событие, которое привлекло к себе огромное внимание не только всех жителей этого региона России, но и многочисленных представителей научного и религиозного мира. 10 сентября этого года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддийской церкви Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. С тех пор прошло 75 лет. К удивлению присутствующих тело ламы было в отличном состоянии, как у живого человека. Никаких признаков гниения, кожа эластичная, суставы подвижные, все части тела на месте и в хорошей сохранности.1 Он совершенно отличался от тех высохших мумий, о которых знает мир. Тело Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и написала заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии – осталось загадкой. Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

В декабре 2004 года в повторном обследовании участвовал зав. отделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ профессор Виктор Николаевич Звягин. Ему передали образцы волос, кожи и срез ногтя. Он пишет, что: «состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка…»3

На протяжении нескольких лет у меня была возможность не раз наблюдать тело Хамбо Ламы Итигэлова. Оно, как мне показалось, с каждым годом выглядело всё лучше. Ткани мягкие, когда нажимаешь пальцами, это явно чувствуется. Цвет кожи, как у загорелого человека. Волосы на висках короткие, тёмные, без седины. Суставы по-прежнему двигаются. Позвоночник держит тело. Никакого запаха разложения нет. Удивительно! Учёные говорят, что обычно после смерти бактерии внутри желудка и в других частях организма начинают всё поедать и уничтожают тело. Но в данном случае это не произошло. Ещё один интересный факт: в Бурятии летом температура воздуха достигает +40, но с телом Итигэлова на протяжении пяти лет изменений не произошло.

Находясь в Индии, я слышал истории о ламах, уходящих в мир иной в медитации, и несколько раз наблюдал, как они это делают. Так Рато Римпоче, Кончок Цеден с Цо Пема и совсем недавно Миндолин Тичен Римпоче продемонстрировали способность «умирать» по желанию в выбранное время и находиться продолжительное время в особом состоянии, прежде чем их тела сжигали или бальзамировали. Далай Лама говорит, что были случаи, когда йог, растворив все грубые элементы и концептуальные состояния сознания, находился в состоянии Ясного Света и подавал специальные знаки, что ещё не ушёл, хотя общепринятое состояние клинической смерти уже давно наступило. Из истории буддизма в Бурятии известно, что многие ламы занимались практикой тантрической йоги и достигли очень высоких духовных результатов. Среди них были перерожденцы и Итигэлова считали одним из них. Вполне вероятно, что благодаря духовному подвижничеству тело могло остаться нетленным.

Во время последней поездки в Индию в 2008 году я беседовал с ламами разных школ на эту тему. Почти все мои информаторы прошли многолетние затворничества и имели практический опыт в управлении теми процессами, от которых зависит жизнеспособность организма. Они сообщили, что если сознание не покинуло тело, то разложение последнего не произойдёт. По их мнению, в теле Итигэлова должно находиться сознание, и порекомендовали просмотреть литературу, связанную с завершающими этапами буддийской йоги. Я так и поступил и нашёл интересные материалы. Прежде чем приступить к их изложению, приведу краткую биографию Хамбо Ламы Итигэлова.

 

Перерожденец I Пандито Хамбо Ламы Дамба-Доржо Заяева – XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов родился в Оронгое, в местности Улзын-Добо в 1852 году, в семье бедняка в роду Готол-Буумал. В 15 лет отправился на учёбу в Анинский дацан, где изучал языки и буддийские науки под руководством опытных учителей. Затем совершенствовал знания в Агинском, Цугольском и Тамчинском дацанах. Защитил степень Габжа по буддийской философии.4 Надо сказать, что ему повезло, в это время в указанных дацанах работали выдающиеся ламы, такие как Анинский ширээтэ Хойто Ламхай – хубилган Арьябалы и другие.3 После многолетней учёбы Итигэлов вернулся в родной Янгажинский дацан и вскоре в 1904 году был назначен его настоятелем, а 24 марта 1911 года был выдвинут на пост главы буддистов Восточной Сибири. В этой должности Пандито Хамбо Ламы он проработал до 1917 года, руководя 34 дацанами. За свою жизнь он написал около 50 сочинений, составил важный медицинский трактат по изготовлению лекарств и приложил немало усилий по сохранению дацанов в смутное время. 15 июня 1927 года Даша Доржи Итигэлов ушёл из жизни в состоянии медитации. Его тело поместили в деревянный саркофаг и предали земле в местности Хухэ-Зурхэн. Интересно, что перед уходом он попросил монахов прочитать последнюю молитву и посмотреть тело через 30 лет. Так и сделали: осмотрели тело в 1955 и потом в 1973 году.6 Состояние не изменилось. И вот теперь нетленное тело Итигэлова находится в Иволгинском дацане и тысячи людей приходят, чтобы помолиться и получить благословение этого ламы.

 

Основная часть. Поиски объяснений в буддийской тантрической литературе.

В попытках найти хоть какие-то ответы на необъяснимое явление, я просмотрел несколько текстов по системам Калачакра и Ямантака, практики которых были особенно популярными среди лам Бурятии в конце XIX и начале XX века. Именно этим традициям мог следовать Хамбо Лама Итигэлов. Среди книг:

1. Выход за пределы времени. Объяснение шестичленной гуру-йоги Калачакры.7

2. Калачакра Тантра. Обряд посвящения и комментарий XIV Далай Ламы.8

3. Внутренняя Калачакратантра.9

4. Украшение Незапятнанного Света. Комментарий на Калачакратантру и Вималапрабху.10

5. Комментарий на Керим и Зогрим Ямантаки, Лхундуп Пандиты.11

6. Наставления к практике двух стадий йоги Керим и Зогрим в затворничестве настоятеля Гандана Гьялцена Сэнге.12

7. Комментарий на Керим и Зогрим Ямантаки XIV Далай Ламы.13

8. Смерть, Бардо и Рождение в тибетском буддизме, Лати Римпоче.14

Весь этот материал имеет отношение к наивысшей Ануттарайога тантре и в книгах есть указание читать только тем, кто получил соответствующие посвящения. Прошу обратить на это внимание. Поскольку исследование написано для внутреннего пользования ламами Традиционной Сангхи России, которые должны быть знакомы со специальной терминологией тантры, подробные примечания я писать не буду.

 

Первое интересное заявление встретилось в комментарии Ген. Ламримпы: «У обычного человека во время смерти неразрушимая капля (tib. tigle) разделяется на её красную и белую составляющие. Белая капля спускается вниз и выходит через нижнее отверстие, а красная капля поднимается вверх и выходит через ноздри. Во время этого процесса сознание оставляет (тело) и отправляется в следующее рождение. Даже если человек кажется мёртвым, то есть все признаки жизни остановлены, нет гарантии, что сознание на самом деле вышло. Человек может казаться совершенно мёртвым на протяжении недели или даже двух, но сознание может всё ещё оставаться в теле, и это означает, что несокрушимая капля ещё не распалась. До тех пор пока сознание присутствует, труп не подвержен разложению. Как только сознание уходит, красная и белая капли отделяются друг от друга соответственно вверх и вниз и тогда тело может начать разлагаться».15

Значит, если сознание находится в теле, оно не разлагается. Так утверждает ныне живущий мастер медитации, держатель традиции Калачакры, который провёл в строгих затворничествах десятки лет.16 В книге о Смерти, Бардо и Рождении на эту тему говорится: «Если даже самый слабый ветер (tib. lung), который служит основанием сознанию, находится в какой-либо части тела, смерть невозможна». Если это так, то возникает вопрос: какой ветер и сознание должны находиться в теле, чтобы удерживать его от разложения многие годы, и по какой причине они там находятся продолжительное время? Буддийские мастера йоги дают на эти вопросы однозначный ответ, но, чтобы понять ход их мыслей, надо хотя бы вкратце прикоснуться к объяснению теории, описывающей процесс трансформации трёх состояний в три тела Будды и реализации природы Ваджрадары.

 

Среди четырех классов тантры только в методах Ануттарайога Тантры описывается техника достижения Дхармакайи, Самбхогакайи и Нирманакайи через очищение и управление процессами умирания, бардо и рождения, а также реализация Ясного Света и Иллюзорного Тела. На этом уровне адепты Тантры достигают состояния Будды и в их арсенале появляются такие возможности, о которых простые люди, чей ум омрачён 3 ядами, не имеют никакого представления.

Согласно школам Большой Колесницы поток сознания никогда не прекращается и цель Бодхисаттв достичь Просветления, чтобы более эффективно спасать живых существ из Сансары. Они не могут переносить страдания живых существ слишком долгое время, не имея возможности помочь им более эффективно. Поэтому бодхисатвы и зарождают мотивацию достичь реализации как можно скорее, и приступают к практике высшей тантры.18 У таких людей общая подготовка, сострадание (skt. kararia, tib. snying rje), мудрость (skt. prajna, tib. shes rab) и намерение (tib. lhag bsam) должны быть на высочайшем уровне. Мотивация такого адепта должна быть интегрирована с пониманием того факта, что нет таких явлений, которые бы имели независимое, самосущее существование. Всё зависит от причин и условий и поэтому лишено или пусто независимого существования и это понимание Пустоты или Шуньяты должно стать фундаментальным принципом дальнейшего пути совершенствования. Далай Лама объясняет, что без этого невозможно получить посвящение, а без него невозможно практиковать заключительные стадии йоги Керим и Зогрим.19 Что же необходимо для непосредственного переживания Шуньяты? Отсутствие двух факторов: 1) Привязанности к независимому существованию. 2) Привязанности к формам проявления независимого существования. Поэтому и говорится, поскольку все явления лишь кажущиеся проявления, не имеющие независимого существования, они как «сны и иллюзии».21 Благодаря такой позиции концептуальные построения ума начинают таять и более тонкое не концептуальное состояние, способное непосредственно переживать изначальную природу феноменов, приходит на смену. Поэтому если есть Сострадание и понимание Пустотности, можно практиковать йогу божества. Но для этого сначала надо принять посвящение (skt. abhisheka) в практику определённого божества; например посвящение Ямантаки или Калачакры. Само слово посвящение означает наделение полномочиями, а именно устранять негативный потенциал тела и ума и пробудить природу Будды. Она, по определению учителя Дхармакирти, Ясный Свет, а все омрачения лишь приходящие явления.22 Изначальная природа ума – Ясный Свет, совершенно чиста и поэтому омрачения в ней не присутствуют, а те, что появились, могут быть устранены без ущерба для этой природы. Она описывается как всеблагая (tib. kimtu bzang po, skt. samantabhadra) и основание всего (tib. kun gzhi, skt. alaya), то есть основа всех явлений Сансары и Нирваны.

 

В Калачакра Тантре описывается 15 посвящений. Среди них первые семь наделяют полномочиями практиковать стадию Развития (tib. bskyed rim), а остальные восемь стадию Завершения (tib. rdzogs rim). На первом этапе ученик осваивает методы очищения семи групп элементов, а именно: 5 первоэлементов, 5 агрегатов, 10 ветров, 2 канала, 6 органов чувств с их объектами, 6 способностей с их активностями и 2 фактора изначального сознания, и трансформацию их в божеств в совершенной резиденции мандале (tib. dkyil ‘khor).23 Тем самым закладывается потенциал достижения Тела, Речи, Ума и Изначальной Мудрости Будды. Ученик знакомится с подробной теорией чакр (tib. ‘khor lo), каналов, ветров и капель (tib. rtsa, lung, tigle), принимает необходимые обеты. Эти семь посвящений проводятся с использованием цветной песочной мандалы.24 Первые два посвящения Воды и Короны очищают 5 первоэлементов (земли, воды, огня и др.) и 5 агрегатов скандх (формы, восприятие и др.), трансформируют их в 5 Дхьяни Будд с их спутницами, а также очищают каплю25 во лбу, связанную с бодрствующим состоянием, и, тем самым, устраняют все осквернения тела и пробуждают потенциал ваджрного Тела Будды. Следующие два посвящения Ленты и Ваджра с Колокольчиком очищают десять ветров (энергий), чтобы они были подготовлены к введению в центральный канал и два боковых канала,2 чтобы они были подготовлены к соединению с центральным каналом. Основы очищения трансформируются в Калачакру и Вишвамату и 10 богинь шакти. Очищается капля в центре горла, связанная с состоянием сна со сновидениями, устраняются все осквернения речи, и пробуждается потенциал 10 парамит, неизменного блаженства и ваджрной Речи Будды. Далее следуют посвящения Поведения и Имени. В первом очищаются 6 органов чувств, такие как глаза, уши и другие (tib. nang gi skye mched drug), а также 6 объектов этих органов, такие как формы, звуки и другие (phyi’i skye mched drug). Они трансформируются в 12 бодхисаттв (6 мужских и 6 женских). Во втором очищаются 6 частей тела, отвечающие за действия, такие как рот, руки, ноги и другие, и 6 видов активностей, соответствующих им, таких как способность говорить, брать, ходить и другие. Они трансформируются в 12 гневных божеств Krodhas (6 мужских и 6 женских). Во время этих посвящений очищается капля в сердце, связанная с состоянием глубокого сна без сновидений, устраняются все осквернения ума и пробуждается потенциал ваджрного Ума Будды. Последнее седьмое посвящение состоит из двух частей: сначала проводится посвящения Разрешения или Мантры и далее следует посвящение Ваджра мастера. В процессе очищаются агрегат изначальной мудрости (tib. ye shes kyi phung po) и элемент сознания. Они трансформируются в Ваджрасаттву и Праджняпарамиту, находящихся в союзе (tib. yab-yum). Очищается капля в центре живота, связанная с четвёртым состоянием и пробуждается потенциал ваджрной Изначальной Мудрости Будды. Посвящаемый наделяется полномочиями ваджра-ачарьи, принимает три специальных обета и может проповедовать тантру. Семь посвящений закладывают потенциал достижения семь уровней Бодхисаттвы.

 

Далее следует восемь посвящений этапа Завершения. Я их коснусь вкратце, чтобы не увеличивать объём текста и сразу вернусь к практикам, в которых, как мы увидим, заключена суть достижений пути Ваджраяны. Итак, четыре высших посвящения: Сосуда, Тайное, Мудрости и Слова также связаны с очищением четырёх капель и более тонких омрачений тела и ума. Следующие четыре наивысших посвящения имеют те же названия и функции. Они устраняют самые тонкие осквернения.28 Эти восемь посвящений пробуждают потенциал достижения уровней бодхисаттвы от восьмого до двенадцатого. Так в совершенной мандале божества Учитель знакомит ученика с методами очищения и трансформации тела, речи и ума и наделяет его полномочиями заниматься практикой йоги этапа Развития и Завершения, пока состояние полностью просветлённого Будды Ваджрадхары не будет достигнуто.29 Важнейшим фактором в этом процессе является раскрытие изначальной природы, которая присутствует в человеке, но почти не проявляется в обычном состоянии за исключением момента оргазма и смерти. Поэтому практикующий использует процесс, аналогичный умиранию, как путь достижения, стараясь сохранять осознавание на каждом этапе. Он очищает все внешние и внутренние факторы и, переходя от грубых до более и более тонких состояний сознания, приходит к реализации изначального Ума Ясного Света. На этапе Развития он всё ещё тренируется, а на этапе Завершения приходит к окончательному результату. При этом Сострадание, Мудрость, Блаженство и мотивация служить благу всех живых существ сохраняются. Так процесс умирания используется для практики и в каждой садхане Ануттарайога Тантры есть место, где человек и весь окружающий его мир растворяются в Шуньяту. Изо дня в день йогин практикует путь растворения всех элементов до Ясного Света и уже из этого состояния возникает в виде божества как Самбхогакайя и далее как Нирманакайя. Посмотрим, как проходит этот процесс. Во время смерти ветры (потоки энергии), которые служат основанием различным состояниям сознания, перестают действовать. В Калачакра Тантре упоминается 10 видов ветра, а в Гухьясамадже, Чакрасам-варе и Ямантаке 5 основных и 5 второстепенных. Те же 10, разделённые на две группы.31 Среди 5 основных ветров поддерживающий жизнь находится в сердце и выполняет функцию поддержания жизненной силы. Нисходящий ветер помогает выводить экскременты и мочу. Он двигается от сердца вниз. Сохраняющий тепло ветер отвечает за переваривание пищи и находится в районе живота, восходящий ветер находится на уровне горла и выше и отвечает за такие функции, как речь и проникающий ветер заполняет всё тело и связан с сокращением мышц и суставов. В теле человека находится множество каналов и центров, по которым эти и другие ветры двигаются. Три основных канала: центральный (skt. avadhuti, tib. dbu ma), правый (ski. rasana, tib. ro ma) и левый (skt. lalana, tib. rkyang ma) проходят вдоль позвоночника. Во время смерти ветры, носители сознаний, растворяются в ветре правого и левого каналов и затем последние в ветер центрального канала, что приводит к манифестации очень тонкого сознания, которое используется для дальнейшего продвижения. В чакрах центрального канала находятся белые и красные капли, от которых зависит физическое и психическое состояние человека. Они происходят от особой капли в виде зерна, находящейся в сердце и состоящей из белого (вверху) и красного (внизу) элементов. Она называется неразрушимая капля, так как остаётся до последнего момента смерти. Наиболее тонкий ветер, поддерживающий жизнь, находится в этой капле. Во время смерти в него растворяются все носители сознания и тогда в конечном итоге Ясный Свет смерти проявляется. Поэтому весь процесс умирания связан с изменениями, которые происходят в состоянии ветров, каналов и капель.

 

Смерть начинается с последовательного растворения ветров, связанных с четырьмя элементами – земли, воды, огня и воздуха. Это значит, что ветер земли ослабевает и не способен более выполнять функцию носителя соответствующего сознания, а ветер следующего элемента воды проявляется с большей силой. Снижение способности одного элемента и повышение последующего и называется растворением. Это не то, что вдруг земля уходит в воду. Эти четыре этапа сопровождаются внешними и внутренними знаками. К первым относятся изменения в состоянии тела и сознания. Тело становится бессильным, зрение исчезает, жидкость внутри организма высыхает, теряется чувствительность и слух. Человек теряет память, не способен есть и пить, теряет чувство запаха, дыхание ослабевает. Далее 10 ветров устремляются к сердцу; дыхание останавливается, человек не способен производить физические действия, теряет осознание внешнего мира, чувство вкуса и т.д. К внутренним знакам относится видение миража, дыма, искр или огненных светлячков в тумане, мерцание пламени лампады. Далее, на пятом этапе, сознание, связанное с 80-ю концепциями,33 растворяется в более тонкое – белого проявления, при этом ветры правого и левого каналов выше сердца входят в центральный канал на макушке головы. Видение пламени лампады заменяется на чистое пространство, заполненное белым светом. На шестом этапе сознание белого проявления растворяется в более тонкое – красного расширения, при этом ветры правого и левого каналов ниже сердца входят в центральный канал в основании позвоночника. Появляется видение чистого пространства, заполненного красным светом. На седьмом этапе сознание красного расширения растворяется в более тонкое – чёрного приближения, при этом верхние и нижние ветры собираются в сердце и затем входят в каплю тигле. Появляется видение пространства, заполненное темнотой, а затем как будто медленно начинаешь терять сознание. На восьмом этапе сознание чёрного приближения растворяется в самое тонкое – Ясный Свет, при этом все ветры растворяются в очень тонкий ветер поддержания жизни, находящийся в нерушимой капле в сердце. Появляется очень чистое пространство, лишённое белого, красного и чёрного проявления, как чистое небо на рассвете осенью – это изначальная природа Ума – Ясный Свет. Обычно человек остаётся в этом состоянии три дня, после чего внешние знаки, такие как выделение крови и белой субстанции показывают, что сознание покинуло тело. Как только такое сознание и ветер покинули тело, существо промежуточного существования бардо проявляется. Ветер, носитель Ясного Света смерти, состоящий из пяти видов света, становится субстанциональной причиной тела бардо. Тонкий ветер поддержания жизни белый, но он излучает сияние пяти цветов – белого, красного, желтого, зелёного и синего. Он также является сопутствующей причиной возникновения сознания бардо. Ум Ясный Свет служит сопутствующей причиной тела бардо и субстанциональной сознания бардо. В это время в обратном порядке возникают состояния и их признаки, которые наблюдались при растворении; Ясный Свет, сияющее чёрное приближение, красное умножение, белое проявление, пламя лампады, светлячки-искры, дым, мираж и, наконец, тело бардо.34 Этот процесс происходит почти мгновенно и существо промежуточного состояния отправляется на поиски нового рождения. Если в течение семи дней существо бардо не обрело нового рождения, наступает маленькая смерть; происходит растворение до Ясного Света, а затем новое возрождение в тело бардо. Так может продолжаться семь раз, и затем новое рождение обязательно обретается.35 Вот почему поминальные обряды продолжаются до 49 дней. Согласно системам Хинаяны и Махаяны есть люди, которые достигли состояния Архата на основании тела бардо, и поэтому они не обязательно будут перерождаться. В истории буддизма есть случаи, когда Архаты сохраняли свои тела на многие годы, оставаясь в особых видах самадхи в тайных пещерах, монастырях и под землёй. Кстати к феномену Хамбо Ламы Итигэлова это может иметь прямое отношение. В процессе рождения белая и красная субстанции будущих родителей соединяются. Сознание умирающего существа бардо входит в середину этого соединения в том месте, где у зародыша будет сердце. Состояния от миража до Ясного Света проходит, и тонкое сознание входит в красно-белую субстанцию, где начинается возрождение от Ясного Света к новой жизни. Через 38 недель человек появляется на свет. В нём сформированы все необходимые ветры, капли, 72000 каналов, чакры и все необходимые составляющие.

 

Итак, эти три состояния; смерть, промежуточное и рождение, в которых обычно пребывает человек, находящийся в потоке циклического существования, используются последователями тантры для достижения трёх тел Будды. Для этого искусные методы йоги божества и другие позволяют достичь полного освобождения от неведенья, непосредственного переживания Реальности как она есть, и обрести реализацию Ваджрадхары. На этапе Завершения, пройдя изоляцию тела, речи и ума, Иллюзорное Тело, Ясный Свет и Единство йогин останавливает процесс смерти, бардо и рождение. Если на то есть необходимость, он может ввести совершенное Иллюзорное Тело в старые скандхи для проповеди учения и осуществления четырёх видов деятельности Татхагаты на благо всех живых существ. Великие видьядхары и махасиддхи прошлого, реализовавшие учения Великого Совершенства, Махамудры и Наивысшей Тантры, постоянно демонстрировали такие способности. Выше мы уже задавались вопросом: какой ветер и сознание должны находиться в теле, чтобы удерживать его от разложения долгие годы? Ответ очевиден. Это самый тонкий ветер, который лежит в основании Иллюзорного Тела или Самбхогакайи и совершенное сознание Ясный Свет или Дхармакайя.

 

Заключение.

Достиг ли Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов состояния Будды или Архата, пусть решают образованные люди, у которых есть опыт. В одной из недавних бесед лама Баир Очиров высказал мнение, что вполне возможно, что он достиг высокой реализации, несмотря на многочисленные административные обязанности, к которым его обязывал пост Хамбо Ламы. Он высказал мнение, что благодаря сидцхам и ясновиденью Итигэлов мог предвидеть период разрушения и упадка буддизма в Восточной Сибири и решил оставить нетленное Тело для сохранения чистой линии Хамбо Лам до того периода, пока не придёт новое время расцвета учения Будды на земле Забайкалья. Указывая в своём послании на десять благих деяний и Очирдари Ламу, Хамбо Лама Итигэлов ясно дал понять, что на этих основаниях нужно строить будущие достижения свободы и счастья, правильно жить, верить и совершенствоваться.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту