Сонинбаяр Ш., профессор, Улан-Батор, Монголия: "Краткая биография Кенсура Агван-нимы и его философские труды" |
Десять монгольских философов долгим эхом прославили себя среди мудрецов снежных гор Тибета. Среди них – бурятский Кенсур Агван-Нима, с малых лет обучавшийся в Гоман дацане монастыря Брейбун. Здесь же после несколких лет обучения он защитил звание Гэбшэ и с тех пор прославился в Гоман дацане. Как говорилось в автобиографии Кенсура Агван-Нимы, он до 60 лет неустанно трудился на благо буддийской религии, где бы он не жил — будь то в Тибете, Индии, в Еравне. В своей автобиографии под названием «Сусгийн орц олом» или «Вхождение в веру» (на русском языке была издана под названием «Переправа через реку Сансары») Агван-Нима рассказывает, что он родился в Бурятии в 1907 году. Отца звали Цэдэндорж, а мать – Цээжидма. В семилетнем возрасте он становится хувараком – послушником и получает первое духовное посвящение от ширээтэ – ламы (настоятеля) дацана Гандандаржаалинг, что в селе Чулуута, Лувсанпунцог ламы. Через год, в возрасте 8 лет он получает посвящение в Гэцул от настоятеля дацана чойра Чулуутын хийда Чимэддорж – ламы. В 14 лет Агван-Нима начал изучать чойра под руководством наставника Лхарамба – ламы Тувдэндондов в монастыре Чулуутын хийд. В то время служили тибетские ламы – гэбшэ ламы – лама Гэндэнчогдув из Гоман дацана, лама Чойдон из Лосэллина, и лама Бальжир из Сэра-мад дацана. В возрасте 15 лет Агван-Нима по совету Агван Доржиева (наставника 13-го Далай Ламы) отправился в Тибет для продолжения образования. На пути своего следования в страну Снежных вершин он посетил Их-Хурээ (современный Улан-Батор) и через хухэ нуур достиг Лхасы. Осенью 1922 года он поступил на философский факультет Гоман дацана Брэйбун хийда, где начал изучать «Дондунжуу». Во время учебы в Гоман дацане Агван-Нима изучал пять томов буддийской философии под наставником двух монгольских лам – гэбшэ Жамьянчойнпэл и Холх-гэбшэ Лубсанданш. В возрасте 12 лет Агван-Нима удостоился от его Святейшества 13-го Далай Ламы Тувдэнжамцо высшего монашеского посвящения «Гэлон». Находясь в классе Гаарамба, успешно провел диспуты в Лосаллин дацане по Дулва – монашеской дисциплине. Затем в Гоман дацане также успешно защитил звание Гэбшэ. После успешной защиты Гэбшын дамжаа был назначен наставником для молодых лам. В пору учебы в Гоман дацане Агван-Нима проводил медитативные практики затворничества в Гэпэлритед и в других уединенных местах. В 1946 и 1956 годах Агван-Нима совершал паломничество по святым местам буддизма Индии и Непала. В 1958 он в очередной раз уехал в Индию. И в 1959 году во время его нахождения в Индии сотни тысяч тибетцев прибыли сюда, спасаясь бегством от китайской военной экспансии. В 1960 году Агван-Нима становится преподавателем в университете в Варанаси. Начиная с 1962 года по просьбе Его Святейшества 14-го Далай Ламы в звании профессора работает в университетах европейских стран: Голландии, Швейцарии и др. В 1978 году Агван-Нима избран на трон Настоятеля Гоман дацана. В возрасте 73 лет по состоянию здоровья Агван-Нима оставил высокий пост Гоман-хамбы. Несмотря на солидый возраст и плохое здоровье Кенсур Агван-Нима продолжал обучать буддийской философии молодых лам Гоман дацана. 1990 году в возрасте 83 лет Великий бурятский лама Кенсур Агван-Нима оставил этот земной мир. В течении всей своей долгой жизни с 7 и до 70 с лишним лет Кенсур Агван-Нима неустанно изучал, проповедовал и распространял буддийскую религию. Из всех бурятских лам, проживших вдали от родины, Кенсур Агван-Нима был самым высокообразованным и самым известным в ученом мире Индии и Тибета.
Теперь немного об ученых трудах Кенсур Агван-Нимы, созданных и изданных на тибетском языке. 1. Шеститомный Сумбум Агван-Нимы изданный в Гоман-дацане в 2003году. 2. История буддизма 3. Светильник теории. Из всех научных трудов Агван-Нимы наиболее известны труды по истории буддизма. Эти труды под общим названием Чойжун созданы по такой же структуре, как например Будончойжун, Жагарчойжун, Жанагчойжун, Хорчойжун. Его «Святильник теории» был создан во время его преподавательской деятельности в университете Варанаси. Этот Чойжун Агван-Нима создавал, основываясь на следующих сочинениях: - Жагарчойжун Даранаты, - Хорчойжун Цэнпэл Гуугин - Хрустальное зерцало философских учений Тугана Лувсанчойжинимы - Хорчойнжун Зава Дамдина. В своем Чойжуне Агван-Нима упоминает о многих буддийских храмах родной Бурятии. |