Хачатуров А.Е., доктор эконом. наук, МХТУ им. Д.Менделеева, г. Москва: “Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и духовная эволюция человечества” |
Первая международная конференция, посвященная XII Пандито Хамбо Ламе Итигэлову, дала мощный импульс изучению этого феномена. Она показала, что необходим принципиально новый взгляд на изучаемое нами, бесспорно уникальное, явление. Два года назад в докладе А.Н. Белковского1 отмечалось, что «придется приложить все силы ума и души, чтобы правильно понять смысл послания и верно действовать, сообразуясь с советом Хамбо Ламы XII». В 2007 году, выступая в этих же стенах, я высказал предположение, что важнейшим вопросом является не то, как удалось Итигэлову сохранить свое тело, а в чём состоит его цель. Я подчёркиваю – не состояла, а состоит. Во-первых, для Хамбо Ламы Итигэлова время – это не понятие, позволяющее установить очерёдность любого события по отношению к другим событиям, а, вероятно, некий континуум, в котором видны причинно-следственные связи явлений, событий и человеческих судеб. Во-вторых, весьма вероятно, что цель ещё не достигнута. Я внимательно следил за публикациями о феномене XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Приходится признать, что непротиворечивого естественнонаучного объяснения этого явления так и не появилось. На мой взгляд, такого объяснения быть и не может, так как современное естественнонаучное объяснение противоречит сути этого феномена. Постараюсь прояснить моё утверждение, но прежде напомню ещё одну важную мысль из доклада А.Н. Белковского2: «…простая …последовательная смена исследовательских парадигм в применении к одному и тому же объекту, к сожалению, будет означать лишь переход из одной предвзятости в другую».
Если попытаться дать (в рамках естественнонаучной парадигмы XX в.) описание того феномена, который мы называем «драгоценное нетленное тело», то мы должны говорить о теле XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова как о системе, которая сохраняет свою организованность во времени (уже 83 года после его ухода), не растрачивая её, как следовало бы из второго принципа термодинамики. Признавая бесспорный факт такой организованности, мы с неизбежностью должны утверждать, что тело XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова представляет собой, с естественнонаучной точки зрения, открытую систему, то есть систему, обменивающуюся с внешней средой веществом, энергией и информацией. Хорошо известно, что эти системы нередко сохраняют и даже повышают свою упорядоченность с течением времени. Из второго принципа термодинамики следует, что для этого такая система должна непрерывно уменьшать собственную энтропию3. Для того, чтобы в сложных системах происходили процессы самоорганизации, они должны быть открытыми, в них должны происходить постоянные притоки и оттоки вещества, энергии и информации из внешней среды. Важно, что степень открытости такой системы должна соответствовать характеру изменения внешней среды. (Мы хорошо знаем, что внешняя среда тела XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова за прошедшие 83 года неоднократно, порой коренным образом, изменялась). Другой важной характеристикой системы, способной к самоорганизации, является то, что система должна находиться в неравновесном состоянии. Любая система, находящаяся в равновесном состоянии, «мертва», так как для неё не существует ни времени, ни истории. Система способна сохранять упорядоченность, адекватную внешней среде, только при поддержании неравновесного состояния, так как исключительно в таком состоянии она чутка к воздействиям, согласованным с ее” собственными свойствами. Самоорганизующаяся структура, повторюсь, не просто способна сохранять внутреннюю устойчивость при увеличивающем энтропию воздействии внешней среды. Часто она может находить способы упорядочивания (стало быть, самосохранения) чтобы улучшать свою структуру. Если мы не станем оспаривать второй принцип термодинамики и следующие из него ключевые положения кибернетики4, то должны признать, что в рамках сегодняшних естественнонаучных представлений объяснить факт столь длительной организованности системы – тела XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова не представляется возможным. Мы можем лишь согласиться с тем, что тело находится в некоем неустановленном (энергетическом, вещественном, информационном или ином) обмене с внешнем миром, то есть остаётся живым, и мы это наблюдаем. Важно, что это наблюдение не опровергается, а подтверждается вполне официальной материалистической позитивистской наукой, учёными-естествоиспытателями. А жизнь – «способ бытия наделённых внутренней активностью сущностей»5 (в отличие от неживых аристотелевских вещей, нуждающихся во внешнем источнике движения и развития) не может не иметь цели. Это равно признают и сторонники естественнонаучного, и приверженцы духовного способов познания жизни. «Целесообразность» – ключевое понятие в сложных самоорганизующихся системах.
В кибернетике этому понятию дается следующая трактовка: «…действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, то есть некоторого конечного состояния, при котором объект вступает в определённую связь в пространстве или во времени с некоторым другим объектом или событием. Нецелесообразным поведением является такое, которое нельзя истолковать подобным образом» 6. В этом контексте мы должны признать, что Итигэлов (который, вероятно, мог бы, находясь в неком духовно-энергетически-информационном состоянии и размещаясь в одном из неизвестных учёным пространств, влиять и на наше пространственно-временное состояние, и на судьбы наших современников) посчитал необходимым сохранить своё тело живым. Как отмечал на первой международной конференции «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова» Н.Ц. Жамбалдагбаев7, «ничто не мешает нам рассматривать уход из жизни Хамбо Ламы как часть его планомерной и целенаправленной деятельности, которая и привела, в конце концов, к феномену Итигэлова».
Вернёмся к вопросу о возможной цели, о замысле XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Сложнейший вопрос. С одной стороны, из воочию наблюдаемого следует очевидный ответ. Внесён огромный вклад в буддизм, ускорено развитие духовной и национальной культуры бурятского народа, укрепились позиции Буддийской Традиционной Сангхи России, Иволгинский дацан посетили миллионы паломников. И это – уже очень много! Но ещё далеко не всё, что нам открыто, что нам пока можно и нужно знать. Рискну высказать предположение, что оставленное нам живое тело XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова – в том числе (многообразие этого замысла вряд ли доступно обычному человеку) и акт величайшего сострадания к нам, людям, любви ко всему миру живых существ. На мой взгляд, путь истинного буддиста – это путь любви и сострадания. Этический образец, который даёт нам Итигэлов, к счастью, не одинок. Сходные этические позиции мы видим и среди лучших умов Европы. Например, по Шопенгауэру8, добро в человеческих отношениях становится возможным вопреки эгоизму лишь потому, что среди мотивов человеческой деятельности появляется сострадание. Способность к состраданию умеряет в человеке себялюбие и способствует сохранению всего рода человеческого. Из сострадания вытекают все человеческие добродетели. Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова – это посыл к духовной эволюции. Признаем: мы запутались в научно-технологическом преобразовании мира. Нам даётся знак, что попытки привычными методамиосмыслить этот феномен столь же беспочвенны, как и наши надежды на всесилие научного знания. Хорошо известно, что эволюция системы и есть её самоорганизация. Выходит, нам показан способ самоорганизации, основанной на сострадании и любви. Не только внешние силы заставляют систему изменяться. В каждой системе есть внутренние закономерности развития. В каждой системе существуют характерные для неё процессы, которые, по мере накопления количественных измерений, предопределяют её переход к качественно новым состояниям, лишь превысится критический «порог». Критическое значение параметров системы, при которых возможен неоднозначный переход в новое состояние, называется точкой бифуркации. Даже при размышлении в терминах естественнонаучной парадигмы XX века, мы придём всё к тому же выводу о миропреобразующем характере деятельности Итигэлова. Судите сами.
Человечество могло бы и дальше развиваться по наиболее вероятному аттрактору – по линии наименьшего сопротивления косной среды. Однако XII Пандито Хамбо Лама совершил благое деяние, создал феномен Эрдэнитэ мунхэ бэе. Эрдэнитэ мунхэ бэе стал триггером XII Пандито Хамбо Ламы9 и переключил, говоря терминами кибернетики, человечество на иной, более сложный, но вместе с тем, надеюсь, более этичный путь развития. Мы хорошо знаем: воздействие в точке бифуркации может кардинально изменить аттрактор (множество точек фазового пространства некоторой динамической системы, к которым стремиться система в процессе эволюции). Когда переход за точку бифуркации случился, возврат к прежнему состоянию для системы невозможен. Переход одноразов и необратим даже для такой большой и сложной системы, как человечество. Возвращение Итигэлова стало для человечества точкой бифуркации. Вернуться назад уже не удастся. Это ясно.
1. Белковский А.Н. Международная конференция «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова». 2-3 июля 2007 года, Иволгинский дацан «Хамбын Суме». НУ «Институт Хамбо Ламы Итигэлова». – Улан-Уде, 2008 г. – 112 с. 2. Там же 3. Пригожий И., Николис Г. Познание сложного. Серия: Синергетика: от прошлого к будущему. Издательство: ЛКИ, 2008 г. 354 с. 4. Винер Н. Кибернетика. М.: Советское радио, 1968 г. 326 с. 5. Новейший философский словарь. Под редакцией Грицанова А.А. Издательство: «Книжный Дом», 2003 г. 1280 с. 6. Винер Н. Кибернетика. М.: Советское радио, 1968 г. 326 с. 7. Жамбалдагбаев Н.Ц, Международная конференция «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова». 2-3 июля 2007 года, Ивологтнский дацан «Хамбын Суме». НУ «Институт Хамбо Ламы Итигэлова». – Улан-Уде, 2008г. – 112 с. 8. Новейший философский словарь. Под редакцией Грицанова А.А. Издательство «Книжный Дом», 2003 г. 1280 с. 9 Триггер – (англ. trigger), спусковое устройство (спусковая схема), которое может сколь угодно долго находиться в одном из двух (реже многих) состояний устойчивого равновесия и скачкообразно переключаться из одного состояния в другое под действием внешнего сигнала (БСЭ). 10. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Серия: Синергетика: от прошлого к будущему. Издательство: ЛКИ, 2008 г. |