В третий раз в стенах этой аудитории мы съезжаемся на очередную конференцию для исследования феномена с буддийской и научной точки зрения. Глубоко почитаемому Хамбо ламе Этигэлову поклоняясь телом, речью и умом, прошу принять прощение от лица народа, осознающего чудесное состояние и не верящего в это. Приветствую уважаемых единомышленников, гостей и представителей! Как говорится в монгольской пословице: «Красоту местности узнай, испив ее воду, о качестве человека узнай у его друга», сегодня из тибетских источников я расскажу об ученых мудрых ламах, живших в окружении Хамбо ламы Этигэлова на севере и юге, обучавшихся в знаменитом Брэйбун дацане страны снежных вершин Тибета, достигших вершину знаний и распространивших буддийскую религию на бурятской земле. 1. Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев. Краткую биографию Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева можно разделить на четыре части: рождение и детство; отрочество-время познавания; создание традиции в пользу религии живым существам; обучение буддийскому знанию верных учеников последователей. На берегу реки Цаху, протекающей с востока на запад с северной стороны Великой Монголии, на Бурятской земле возвышается Отсонхан с богатой растительной флорой, поблизости которой в семье цонгола Зая и Дэжид, глубоковерующих из рода асгат, стремящихся к воздержанию от грехов и совершению благодеяний в 1711 году Металлического Кролика или в двенадцатый 60-летний равжун родился сын. В младенчестве удивляя магическими способностями, прося родителей отпустить на учебу в страну богов, несмотря на то, что те отказывали отправлять его в совершенно незнакомые места, устроив голодовку, он добился согласия осознавших родителей и был в неописуемом восторге, словно прояснившееся небо после грозовой тучи. Поистине в 15 лет с непоколебимой храбростью безвозвратно поплыл в нескончаемый океан знания и, не робея перед встречающимся на пути опасностями, отправился в путь изучать священное Учение. Таким образом, покинув родные места направился в столицу Великой Монголии Да Хурэ, где остановившись на несколько дней отправился за паломниками в Пекин. Продолжая путь, поклонившись статуе Зандан Жуу , пересек Си Ан через три месяца дошел до Тумбум Жамбалийн монастыря и поклонился Богдо ламе, а также мощи Богдо ламы П. Затем перебираясь через Коконур через три месяца достиг Нагчу, а через десять дней — Лхадан, также поклонившись здесь святыням. Оттуда дошел до знаменитого высшего учебного монастыря Брэйбун. И с учениками этого монастыря остался испить дождя знаний исполненного благоденствием Даши Гомон дацана. Уверовав многим мудрым учителям, прорвав плотину из океана знаний и впитав в свой разум, прославившись брошенными диспутами в Санпу, Ярчой, Жангун, Чойде добился признания в верхах и стал приближенным учеником. Слушая лекции, наполненные глубокими знаниями, в особенности в Ташилхунбэде у Ванчинлувсан богдо, перерожденца божества Навантая получив обет гэцула, в двадцатилетнем возрасте у VII Далай-ламы получив обет гэлэна и берег его как зеницу ока. В 25 лет получил разрешение Дулба хамбы у держателя традиции Виная Ёнзон Агван Чойдон гэгэна. Доведя до конца пятитомное основное учение, достиг степени гавжи. Возвратившись на родину, он удостоился степени Номун хан у Галсанжамц Гэгэна. Таким образом, постигнув святое Учение и вернувшись в родные места, еще не проникшие светом буддизма, повернул колесо Учения уникальной, труднодоступной школы Гелугпа. (При желании глубокого познания это можно изучить в биографии Далай ламы VII). Буряты особенно отличаются тем, что многие получают звание Номын хан. В последующем, освящая построенный уже на родине Брэйбун дацан был полон радости. Он был из тех, кто, унижаясь, называл себя глупым. После поездки в Тибет в 1728 году Земляной Обезьяны из-за российско-китайских разногласий были трудные времена. Пересекая границу в то время, нужно были получить согласие тибетского руководства во главе с Гарша. В 1731 году Водяной Мыши возвратившись в родные края начал распространять буддийское учение. Вместе с тибетско-монгольскими ламами и хувараками возвели войлочные дуганы, которые являлись молебными центрами, начиная от владений Оцон хана до владений Мохороос Цухи Годаля. Число лам, со всех сторон прибывающих на обучение превысило 150 человек. В 1742 году Водяной собаки было получено разрешение на проведение хурала в местности Хомпэлэй. Ноены тех мест, хотя еще и не были буддистами, но оказывали непосильную помощь. В 1746 году Огненного Тигра на окраине местности Цуух был возведен деревянный дуган. Хотя тивой должны были назначить его самого, однако назначили тибетца Зонива Агван Пунцака. В 1753 году Водяной курицы тринадцатого шестидесятилетнего цикла равжун от бурятского народа было направлено письмо в высшие инстанции о желании назначения Ширэтэ ламой Дамба Даржа Заяева, и после положительного одобрения в 1755 году Дерёвяной Свиньи Он был выбран Главенствующим Ширэтэ ламой. В 1759 году Земляного Кролика Батар ноен Хэнтийского аймака с верующими во главе с чиновником Лувсанжанцан на сугунды или по тибетски - цогандуй (общем собрании лам и народа) единогласно решили поддержать Лувсанжанцана в постройке личными средствами монастыря Лхан. Когда началась работа, из-за нехватки опыта постройки большого комплекса было отправлено ходатайство о помощи Высшему руководству. После июня месяца был получен положительный ответ с архитекторским планом здания. Так, начиная с 1760 года Железного Дракона, вблизи нынешнего Нэр Хялганта был заложен его фундамент. Одновременно с этим был получен титул от Ванчин Эрдэнэ._В год Огненной Собаки достроенный монастырь получил название Балдан Брэйбун. -Местный народ активно участвовал в строительстве. При освящении равнай было благопожелание многих провести молитвы на тибетском и совместно монгольском языке. В это же время бурятские ламы, хувараки и Ширетуи через Селенгинское ведомство возвели Дамба Даржа Заяева в сан Пандито Хамбо ламы. Вокруг озера Байкал построили 13 монастырей. Как раз в это время императрица Екатерина II, принимая во внимание сложившуюся многоконфессиональность, собрала представителей в Селенгинское ведомство и после собрания сугунды пришли к установленному решению. В 1767 году Огненной Собаки последнего осеннего месяца выехав в Иркутск с переводчиком Намжилдоржо, далее, достигли столицу империи Петербург и 11 января 1768 года на открытой аудиенции с императрицей был решен вопрос о поддержке развития буддизма в Бурятии. А также Зая Хамба был награжден Звездой Первой степени. Пробыв там 10 месяцев и решив успешно дела в 1769 году Земляной Коровы возвратился на родину, в монастырь Балдан Брэйбун. После чего Он начал активно работать над дальнейшим развитием буддизма в стране. Полученный титул Пандито Хамбо ламы у императрицы явился важным событием и занимает почетное место в монгольском буддийском мире. 2. Цаншив. Лувсан Агван Доржиев Балсанбу. В так называемой заболоченной чаще бурятской земли в семье Доржо и Долгор в 1854 году Деревянного Тигра, четырнадцатого шестидесятилетнего равжуна родился сын. В детстве, окруженный заботой родителей, рос умным и находчивым мальчиком. Хотя в 19 лет, следуя за путешественником и уехал в Тибет обучаться, был вынужден возвратиться из-за не получения разрешения на место жительства. В монастыре Доржчан Балдан Чойнпэл приняв обет гэцула и гэлэна, обучался и работал помощником Засаг ламы. В 26 лет во второй раз уехав в Тибет и обучившись в Брэйбун Гомон дацане получил титул лхарамба. Прославившись еще более, Он в течение 10 лет проработал Цанид учителем XIII Далай ламы. В 45 лет 21 был в совете духовного верховенства Индии, Пекина, Лхадана и т.д. Возвратившись на родину, помогая всем живым существам, в прежней столице России построил монастырь, но на этом слава его была окончена. Хотя из Европы были приглашения, он не поехал. Когда же начались репрессии, он оказался в тюрьме, где из-за состояния здоровья умер в 1938 году. 3. 69 Гомон Хамба Галсан Лигдэн Балсамбуу Ану. Родился на западной стороне Бурятской земли - в Тунке, по рекомендации Агвана Доржиева уехавший учиться в Тибет Даши Гомон дацане получил степень Лхарамбы и стал в последующем одним из уважаемых Хамбо лам. 4. 72 Гомон Хамба Агван Няма Балсанбу. Родившийся северо-восточнее Улан-Удэ близ Ацагатуйского дацана по рекомендации Агвана Доржиева в 1922 году оказался девятым, отправленным в Тибет хувараком, где получил степень Лхарамба, а у Далай-ламы - степень Дулба Хамбы. В период эмиграции Далай-ламы вместе отправился в университет Варнаса, где преподавал Цанид, а в 1960 году был назначен Хамбо ламой монастыря Гоман. Вспоминая родные места, он написал книгу об истории Монголии, проделав колоссальную работу, написав о бурятских и монгольских ламах в истории Гоман дацана. 5. Ганжурва Гэгэн Дэнзэн Норбуев Ренбучи Ану. Родился в 1888 году вблизи монастыря Дашичойнпэл. В 1895 году отправившись в Тибет~и прославившись в монастыре Гомон в 1910 году возвращается на родину и, помогая всем живым существам, воздвигает Жаран Хашарын Субурга в Кижинской местности. 6. Эрдэни Хайбзун Галшиев Агван Лэгшид Ану. Родился в 1856 году Огненного Змея в местности Тохой Кижинги вблизи монастыря Даши Лунбэ. Пройдя усердное обучение в Гомон дацане, закончив пятитомное основное учение, достиг степени Доромбо и 1897 году вернулся в родные места, где проработал в Кижингинском дацане Цанид ламой. Он прославился, написав книгу: «Зерцало мудрости». 7. Дамба Пэлжэ гэвши или Ёндог гэвши Дамба. Родился в Бурятии, отправился учиться в Гомон дацан, где получил степень Лхарамба. В 1924 году Деревяной Мыши, командированный Российским правительством в период встречи с Далай-ламой, совместно с переводчиком Жигмэдцоржи внесли немалый вклад в развитиё совместной деятельности, о чем указано в тибетской истории. 8. Тувдэн Нямбу Гэвши. Родился в Бурятии, отправился учиться в Гомон дацан, где обучался с известными ренпоче монастыря Жавжий Тэчин, где в 1919 году получил степень Дамбийн гэвши. 9. Даши Ануу гэвши. Родился в Бурятии, отправился учиться в Брэйбун Гомондацан, где получил степень Лхарамбы. Не возвращался в родные края. 10. Шиван Лха Ану гэвши. Родился вблизи бурятского монастыря Дашичойнпэл. В семь лет став хувараком в родном дацане, поехав в Тибет и обучившись в Гомон дацане, получил степень Лхарамба. Он знал наизусть Жадамбийн Дэлбэ. Не возвращался в родные края. Далее, хотя здесь и не описаны биографии многих мудрых бурятских гэвши, хотелось бы упомянуть их имена. Это Тувдэн Дондув гэвши; Асгатын лхарамба, написавший биографию Цаншив ремпоче; Намнан багпш или Жанчив мялараба лама; Жигмэддорж гэвши, Жамцо гэвши, Ширавжамц Хамбо, Дуйнхорва Чойжи Нямбу, Дуйнхорва Даши Дондув и многие другие ламы, ставшие украшением страны снежных вершин. Таким образом, эти ламы являются единомышленниками и учителями Хамбо ламы Этигэлова в обретении Нетленного Тела, передавшими священное Учение и чудесные знания.
|