English French Portuguese Spanish
Буда Цыденов, декан факультета «Дуйнхор» Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева. "ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА ЭТИГЭЛОВ И УЧЕНИЕ КАЛАЧАКРЫ (ДУЙНХОР - ТИБ.) СВЯЗЬ ВРЕМЁН"

 

Уважаемый Пандито Хамбо Лама! Уважаемые Шэрээтэ Ламы, Учителя! Уважаемые участники конференции!
В своём выступлении хочу затронуть вопрос взаимосвязи жизнедеятельности Этигэлэй Хамбо Ламы с Учением Калачакры.
Учение Калачакры тесно связана с Пандито Хамбо Ламой Даша Доржо Этигэловым и сыграла в его жизни значительную роль, оказав большое влияние, как на развитие российского буддизма, в целом, так и Учения Калачакры, в частности.
Известно, что в середине 60-х годов XIX в. подростка Даша Доржо Этигэлова в Анинский дацан, откуда он и начал своё обучение, привез ученик Жамсаранай Ламын из Янгажинского дацана - Захарай Лама. В этот период в дацане Ширээтэ Ламой был Хойто Лама - Аюшин Галдан, который определил его на обучение со стипендией в 3 рубля в месяц - сумма, достаточная для того, чтобы хуварак ни в чём не нуждался.
Интересным обстоятельством является то, что Ширээтэ Лама Анинского дацана Хойто Лама уже в начале процесса обучения назначил хуварака Этигэлова на должность дуганши (смотрителя) Дуйнхор дугана, на посту которого будущий Пандито Хамбо Лама служил несколько лет.
Примечательно и то, что по распоряжению Ширээтэ Ламы жители сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой по очереди платили стипендию дуганше. Это было предпринято для того, чтобы у хуварака Этигэлова не было финансовых затруднений, и он был обеспечен не хуже детей богатых родителей. Кроме того, Даша Доржо Этигэлов был казачьего сословия, и ему необходимо было служить в Янгажинском казачестве. Руководство Анинского дацана также возложило обязанность выплаты отступных от служения в казачестве на население Ойбонт нютагай, которое и выплачивало более 20-ти лет по 25-ть рублей в год царской администрации, а это немалые деньги по тем временам.
Дальновидность руководства Анинского дацана в оказании поддержки хуварака, а также назначение молодого студента Этигэлова на должность дуганши Дуйнхор дугана, и позволило ему после продолжительного обучения в Анинском дацане защитить духовные звания «Гэбшэ» и «Габжа» и достичь в буддийских науках высокого совершенства.
Следует отметить, что спустя всего три года после возвращения Этигэлэй Хамбо Ламы в 2002 году впервые за восемьдесят лет на бурятской земле состоялся Дуйнхор Ван - посвящение в практику божества Калачакры -которым нас удостоил Кирти Ценшаб Ринпоче Багша в 2005 году в г. Улан-Удэ, участие в котором приняли десятки тысяч верующих.
Посвящение Калачакры - это возможность встретиться с просветлёнными методами. Тибетское слово «ван» означает сила, право. Ван передаёт силу и право заниматься определёнными медитативными практиками для того, чтобы достичь Пробуждения и стать Буддой с целью принести благо другим.
Калачакра - это медитативная система высшего уровня буддийской тантры - ануттарайоги. И принять её могут только те, кто кармически готов к этому. Калачакра являет в себе способность овладения всеми ситуациями в любое время.
Этигэлэй Хамбо Лама является для всех нас духовным наставником. Духовный учитель жизненно необходим для процесса познания Учения Калачакры, в частности, и Учения Будды, в целом.
Калачакра в переводе означает «колесо времени» - сагай хурдэ - на бурятском.
Существует три вида Калачакры: внешний, внутренний и другой - тайный.
Внешняя Калачакра - это движение солнца, луны, звёзд, планет, то есть астрология.
Внутренняя Калачакра - на грубом уровне это движение наших элементов внутри тела (земли, воды, огня, воздуха, пространства), а на тонком уровне - движение энергетических каналов и чакр.
Но существует третья, другая альтернативная Калачакра - которая не относится ни к внешней, ни к внутренней Калачакре. Это путь к просветлению, который достигают через практику шести парамит.
Немного из истории. Во время, когда Будда достиг просветления, царь Шамбалы Даба Самбу - воплощение Очирвани - узнал об этом, после чего пришёл к нему и открыто сказал: «Я не могу отказаться и выбрать путь аскета, как вы. Есть ли такое Учение, практикуя которое я смогу достичь просветления, оставаясь царём? И если есть, то прошу Вас дать мне такое Учение». Будда ответил: «Да, есть. Это Калачакра».
И при повороте второго колеса Учения на горе Коршунов на севере Индии, когда Будда давал учение о природе пустоты, то в это же время в местности «Балдан Брэйбун» на юге Индии Будда проявил себя Калачакрой и дал царю Шамбалы и его 96 генералам учение Калачакры. Это произошло в пятнадцатый день третьего лунного месяца «Наг да». И с тех пор во всех буддийских дацанах проводится хурал «Дуйнхор», посвященный этому событию.
Мы можем смело предположить, что Этигэлэй Хамбо Лама в предыдущих перерождениях был тесно связан с Учением Калачакры. Об этом говорят многие факты из его биографии.
И тут возникают вопросы.
Не раскрывает ли нам сущность причинной взаимосвязи:
1. С внешней Калачакрой, на примере 1927-го года, месяца, дня, часа?
2. С внутренней Калачакрой состояние Его тела, элементов земли, воды, огня, воздуха и пространства?
3. Другая Калачакра - путь к просветлению.
И не это ли его сегодняшнее состояние Драгоценного тела, то есть тайная Калачакра?!
Этими вопросами хочу завершить своё выступление. Благодарю за внимание!

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту