Введение У государства и у представителей самых разных конфессий есть общая, единая цель. Она заключается в том, чтобы стараться максимально бережно влиять на воспитание молодых людей, подрастающего поколения. Поэтому для меня это важно не только как для руководителя страны, но и как для человека, который хотел бы постараться найти такую точку взаимодействия между государством и нашими традиционными конфессиями, которая в максимальной степени будет способствовать развитию нашей страны и совершенствованию наших людей, их поддержке, развитию основ нашей общественной жизни, поддержке нравственности... Президент Российской Федерации Д.А. Медведев (из стенографического отчёта пресс-службы Президента России о посещении Иволгинского дацана, с. Верхняя Иволга, Республика Бурятия, 24.08.2009) В 2008 году мы всей семьёй принимали участие в Интернет-проекте «Семь чудес России». 12 июня 2008 года в День России на Красной площади были объявлены победители: Долина Гейзеров на Камчатке, Мамаев Курган в Волгограде, Петергоф в Санкт Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве, гора Эльбрус в Кабардино-Балкарии, столбы выветривания в Коми, и конечно же наш Байкал! Всем народом мы голосовали за Байкал. И тогда же обсуждался вопрос о том, что ещё могла бы выдвинуть Бурятия на подобный конкурс – кроме Байкала? Какие же ещё чудеса есть в нашей республике? Чудом можно считать наши аршаны – источники, исцеляющие от самых разных болезней. Зурхай – традиционная астрология – тоже обыкновенное чудо; мы у лам-астрологов советуемся постоянно: какое имя выбрать для ребёнка, когда и что лучше всего делать, и они всегда дают удивительно точные ответы. Называли тогда и голову Ленина на площади Советов – единственный в России памятник, подобный есть только в Чехии; возле этого памятника всегда фотографируются гости нашей республики. Самым большим чудом все единодушно признали Эрдэни Мунхэ Бэе. Эти слова с бурятского языка можно перевести так: Эрдэни – Драгоценное, Мунхэ – Неиссякаемое, Бэе - Тело. Эрдэни Мунхэ Бэе принадлежит XII Пандито Хамбо-ламе (главе российских буддистов с 1911 по 1917 год) Даши-Доржо Итигэлову. В 2002 году нетленное тело ламы подняли из захоронения. Прекрасная сохранность тела поражает всех, кто его видел, он почти такой же, каким был 75 лет назад, когда медитировал при уходе из жизни. Я очень заинтересовалась этим и начала своё исследование. Больше всего мне хотелось тогда понять – а может ли быть так, что Хамбо-лама Итигэлов до сих пор жив? Актуальность работы. Феномен Хамбо-ламы Итигэлова пока невозможно объяснить с помощью физики и биологии. Это не просто интересное физическое явление. Дело в том, что когда я сама ездила в Иволгинский дацан, у меня были такие ощущения, впечатления, которые трудно передать словами. И другие люди тоже рассказывали о том, что уже при подготовке к поездке в дацан у них было чувство ожидания чего-то необычного, а после поездки у многих произошли важные изменения в жизни. Но самое главное – Итигэлов многим помог измениться к лучшему. Все люди стремятся к счастью – для себя, своих близких, только понимают счастье порой по-разному. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев во время визита в Иволгинский дацан, где находится сейчас Хамбо-лама, говорил о том, как важно взаимодействовать государству и традиционным религиям России в деле совершенствования людей, воспитания молодёжи, развития страны (см. эпиграф) - о том, как можно сделать жизнь людей нашей страны лучше. И вот Хамбо-лама Итигэлов своим появлением очень помогает людям поверить в силу духа человека, работать над собой и стать более счастливыми. Как это происходит – я пробую разобраться, проводя своё исследование. Цель моей работы – показать, что чудеса могут быть реальными, и что каждый человек может помочь этому чуду совершиться. Для решения этой цели нужно выполнить такие задачи: - узнать, кто такой Даши-Доржо Итигэлов; - определить, почему его называют «реальным чудом», «феноменом», «сенсацией»; - разобраться, какое влияние он оказывает на людей. При подготовке своей работы я несколько раз посещала Иволгинский дацан, где совершается поклонение Хамбо-ламе Итигэлову, смотрела фильм о нём, читала журналы «Легшед», встречалась с директором Института Хамбо-ламы Д.-Д.Итигэлова Янжимой Дабаевной, расспрашивала родных и друзей. Очень интересно было наблюдать за поведением людей в момент поклонения. Мы с Эрженой Владимировной (мой учитель) приготовили два варианта анкет. Анкеты заполняли мои знакомые из Улан-Удэ, из других городов и районов, и даже других стран (с помощью социальной сети «В контакте»). Всего получилось 33 анкеты. Вскоре я собираюсь сходить в национальную Школу-сад №89 «Журавлёнок», и Республиканский Бурятский национальный лицей-интернат №1, где хочу рассказать ребятам о своём исследовании, и обязательно попрошу их ответить на вопросы анкеты. Таким образом, методы моего исследования – это наблюдение, анализ имеющейся литературы, в том числе и Интернет-источников, устный опрос и анкетирование. Я дважды принимала участие в научных конференциях «Первые шаги в науке» в п. Непецино – в 2009 и 2010 гг., мне тогда всё очень понравилось! И после этих поездок у меня появилось чувство, которое моя учительница называет «исследовательским зудом»: всё интересное, что я с тех пор вижу, слышу и узнаю, мне не терпится изучить с разных сторон, и рассказать об этом так, чтобы моим друзьям стало интересно. Приехав из Непецино весной этого года, я всё время думала: о чём можно было бы в следующий раз рассказать учёным и детям - участникам конференции, мне хотелось найти тему, которая стала бы настоящим открытием. Я вспомнила слова, которые слышала в Москве – что вовсе не обязательно искать необычное в далёких странах или в Космосе – оно может быть совсем рядом. И тогда я поняла, что этим открытием может стать Даши-Доржо Итигэлов… 1. У Итигэлова всё необычно Самое необычное в Итигэлове то, что он не подчиняется законам природы. В 1927 году, в возрасте 75 лет, собрав своих близких учеников, лама Итигэлов принял позу лотоса и попросил их исполнить буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Тогда Итигэлов начал читать молитву сам. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, он завещал: «Придите ко мне через 30 лет и посмотрите мое тело». В наши дни Итигэлов по-прежнему сидит в той же самой позе лотоса, которую принял в 15 день первого летнего месяца. Его тело не изменилось, мягкая кожа, гибкие суставы, у него меняется даже температура тела и вес – как у живого человека! Феномен такой нетленности (российские ученые считают, что русское слово нетленное, не подходит к Хамбо ламе Итигэлову и они обратились с просьбой о неиспользовании этого слова и применять бурятское Эрдэни Мунхэ Бэе), утверждают учёные, - первый в истории человечества. Когда егоподняли из захоронения в 2002 году ламы (в присутствии эксперта Мандарханова из бюро судебно-медицинской экспертизы Улан-Удэ составили все официальные документы (акт эксгумации составили 11 сентября в Иволгинском дацане), оказалось, что у Итигэлова, 75 лет просидевшего в позе лотоса в кедровом коробе на глубине полутора метров под землей, обнаружены все признаки живого тела: мягкая, эластичная кожа без каких-либо признаков гниения, Все суставы, включая самые мелкие на пальцах, подвижны, также наблюдается мышечный тонус, позволяющий до сих пор удерживать голову и корпус в положении "лотоса". На него как будто бы не действует физический закон притяжения Земли – он сидит прямо, без всякой опоры. Его тело не подвергается гниению и разложению. Отсутствует трупный запах, более того, от тела исходит благоухание. Температура его тела в 2002 году была +20°С, затем она постепенно повышалась, что само по себе удивительно! Сейчас она колеблется в пределах +34 °С, (такая температура была на 2 международной конференции в 2009 году, причем независимо от изменений температуры окружающей среды. Он весит в среднем 41 кг, но периодически теряет или прибавляет в весе один килограмм. Научные исследования доказали, что тело Итигэлова соответствует всем параметрам живого тела. Учёные собрали волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состригли четыре миллиграмма ногтя с ноги. Эти образцы позволили исследовать заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктору Звягину Полученные результаты ошеломили самих экспертов: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека! Внутренние органы целы, нет ни малейших признаков того, что его пытались бальзамировать. «Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили» - отмечает упомянутый выше Виктор Звягин. Сразу следует оговориться: Виктор Звягин категорически не согласен с утверждением о том, что Даши-Доржо Итигэлов может быть жив: «Просто нам пока не удалось установить, почему ткани тела не разложились», утверждая, что это сам по себе феноменальный случай: «А загадка тут и впрямь мирового уровня…». Это ни в коем случае не мумия. Феномен Итигэлова - совершенно другой случай, тело Хамбо-ламы находится принципиально в другом состоянии. Об этом рассуждает Игорь Башелханов, к.ф.-м.н., доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), филиала в Улан-Удэ. Мумии обычно лишены жидкости, это обязательное условие их сохранности. Подобные находки есть в Швейцарских Альпах, Силькеборге (Дания), высокогорных пещерах Тибета. Они обезвожены в экстремальных условиях высокогорья, там холодильник — вода вымораживается из тканей, и тело сохнет до кожи, волос и костей. Монахи одной из японских буддийских сект практиковали прижизненное самомумифицирование. Они пили сок лакового дерева и воду источника, содержавшего мышьяк. Результат — предельное высыхание их тел, образовавших 27 таких же мумий, начиная с IX века н.э. Возможно, в укромных местах Индии, Тибета, Таиланда есть йогины, близкие по состоянию к феномену Итигэлова, но науке они неизвестны и недоступны. Основное отличие феномена Итигэлова от других подобных случаев - это наличие биокристаллической воды в теле По совету лауреата Нобелевской премии Жореса Алфёров для Итигэлова специально изготовили в Красноярске 2 устройства, чтобы поддерживать постоянную температуру +4°С. Но после его нахождения в течении нескольких часов, нынешний глава российских буддистов, XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев решил, что «Итигэлову это не нужно». Устройство отключили. Ведутся споры учёных о том, в каком состоянии сейчас пребывает тело Хамбо-ламы Итигэлова. Некоторые говорят, что это свидетельство невероятной сохранности тела умершего человека. Другие утверждают, что он находится в «анабиозе» - состоянии организма, близком к состоянию зимней спячки. Третьи (и в их числе - философ из Санкт-Петербурга И.В.Тихонов) считают, что Хамбо-лама Итигэлов находится в мире, время в котором течет иначе, чем у нас, его сознание - в другом (параллельном) мире, а здесь находится только его тело как символ непостижимых возможностей человека. Понятно, что прийти в такое состояние способен только человек, который обладает необходимым запасом энергии и специальными знаниями. Современники Итигэлова свидетельствуют о том, что он мог ходить по воде и с невероятной скоростью перемещаться на огромные расстояния: только что был в одном месте, и спустя мгновение – оказывался в другом. До сих пор мы это видели только в фантастических фильмах, но ведь и радио, и телевидение, и полёты в Космос когда-то тоже были фантастикой! В любом случае, то, что мы наблюдаем сейчас в Иволгинском дацане – нельзя однозначно объяснить с точки зрения современной науки. Как говорила Я.Д. Васильева при нашей встрече: «Со штангенциркулем мы ведь не пойдём в атомный мир, примерно в этом состоянии находимся мы сейчас по отношению к Итигэлову». Это - реальное чудо, великая тайна наших дней. Нам очень повезло, что мы стали её свидетелями. Наверное, учёным предстоит ещё очень много интересных и удивительных открытий, благодаря Даши-Доржо Итигэлову. А вдруг он раскроет перед нами тайну, над которой бились великие умы многих тысячелетий: тайну бессмертия человека? 2. Кто такой Пандито Хамбо-лама Итигэлов? Предыдущая глава моей работы называется «У Итигэлова всё необычно». Эту главу я хочу начать с того, что жизненный путь Хамбо-ламы тоже был не совсем обычным. Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 г. Маленький сирота пас скот, грел ноги в коровьих лепёшках и говорил, что будет Хамбо-ламой (главой всех буддийских лам). Хозяйка смеялась над ним: не тебе, голодранцу, мечтать об этом. В ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяйка бросилась к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика – в будущем он должен стать ламой. В 15 лет он сбежал в монастырь. Оттуда – в Аннинский дацан, где постигал тайны буддизма 23 года, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Затем он служил в других дацанах. Когда ему было 59 лет, Итигэлова избрали ХII Пандито Хамбо-ламой и пробыл на этой должности до 1917 года. В начале февраля 1913 года присутствовал на праздновании 300-летия дома Романовых в Санкт-Петербурге и открывал там буддистский храм. Организовывал госпитали в Первую мировую войну и получил от Николая II немало наград. На раненых он пожертвовал все свое состояние. Он жил интересами России и своего народа, и, как считают его последователи, именно в этом надо искать разгадку его последнего удивительного деяния: 15 июня 1927 года Итигэлов, которому было 75 лет, обратился к монахам с просьбой почитать ему молитву благопожелания уходящим. Ею буддисты провожают усопших. Ламы никак не могли решиться на эту молитву при живом человеке; тогда Итигэлов начал её сам. Монахи вынуждены были поддержать его. Перед тем, как уйти окончательно он отдал чёткие распоряжение, как его похоронить (повелел заключить себя в куб из кедровых досок в традиционной позе медитации), когда навещать. Уходил он в знаковый момент – не прошло и года, как в стране стали уничтожать храмы: церкви, дацаны, мечети и синагоги. Кем же сейчас для нас является Даши-Доржо Итигэлов? Я решила выяснить это с помощью устного опроса и анкетирования. Большую часть анкет мне удалось разослать через социальную сеть «В контакте», а также я опрашивала людей, которые выходили из дацана после поклонения. Правда, взрослые обычно стеснялись отвечать на мои вопросы, а Анкетирование Агнессы Алексеевой (5 лет) в Иволгинском дацане дети с легкостью соглашались. Всего у меня получилось 33 анкеты (см. Приложение 1 и Приложение 2). Для взрослых (старше 14 лет) и детей я сделала разные анкеты. Среди взрослых – в возрасте от 17 лет до 41 года – большая часть (15 человек) жители Улан-Удэ, 2 человека живут в других районах Бурятии, 7 человек – в Китае, 1 – в Корее и ещё 1 – в Читинской области. Все 7 опрошенных детей (возраст - от 3 до 9 лет) живут в Улан-Удэ. Среди взрослых очень много преподавателей, аспирантов российских и зарубежных университетов, студентов, есть также домохозяйка, документовед, менеджер, звукорежиссёр, библиотекарь и ученик 11 класса. Дети учатся в школах, лицеях и гимназиях, ходят в детские сады. По национальности у меня получилось большинство бурят (30 человек), 1 русская, 1 сойотка и 1 кореянка. На вопрос о вере в Бога и вероисповедании дети отвечали по-разному – некоторые просто отвечали, что верят в Бога, другие уточняли: в Будду, в ламу, в Бога, который всем помогает, называли ламаизм и шаманизм, трёхлетняя девочка ничего не ответила на этот вопрос. Среди взрослых оказалось 19 тех, кто назвал себя буддистами, ещё 1 уточнил, что он – ламаист, 2 шаманиста, 2 атеиста, некоторые одновременно исповедуют 2 религии: буддизм (ламаизм) и шаманизм. На вопрос о том, сколько раз они ездили в дацан на поклонение Эрдэни Мунхэ Бэе, отвечали так: Получилось, что больше всего людей ездили на поклонение 2 или 3 раза и почти равно этим цифрам число тех, кто не был ни разу, хотя родились и выросли в Бурятии. При этом много людей приезжают из других городов, специально, чтобы совершить поклонение. Очень часто поэтому мне вспоминалась, пока я обрабатывал анкеты пословица, которую мы изучали на уроке по окружающему миру: «Нет пророка в своём Отечестве»… На вопрос, с какой целью Вы это сделали? взрослые и дети отвечали совсем по-разному, ведь и вопросы в анкетах были сформулированы по- разному Молитва Исполнение желания Чтоб было добро Повидаться с Ним Мама позвала Взрослые: Дети: 79 Молитва и поклонение Практическая (исполнение желаний) Другие причины На вопрос, о том, какое чувство испытали респонденты во время того, как оказывались возле Тела Хамбо-ламы, ответы были такими: Взрослые: Дети: Умиротворе ние Волнение Потеря всех мыслей Другие чувства Много духов возле него Волнение Потеря всех мыслей Другое Довольно много человек ответили, что во время приближения к Телу, они испытали странную пустоту, теряют все мысли – так отвечали и взрослые, и дети. А я видела, как совсем маленький ребёнок вдруг перестал плакать, когда его поднесли к Телу… Прилив сил и энергии Стал более спокойным Стал более удачливым Другое Ничего не изменилось Большая часть взрослых на вопрос о том, как изменилась их жизнь после поклонения отвечают, что ощутили прилив сил и энергии, что они стали более спокойными и миролюбивыми. Снова очень интересными оказались ответы в рубрике «другое»: «убеждение, что Бог всё-таки существует», «границы сознания расширились», «если что-то в жизни не ладилось, приезжаешь к Итигэлову с этими мыслями, после этого поклонения, всё исправляется, всегда сбывается». Дети указывают на конкретные события: «переехал в новую квартиру», «в садике одногруппник Илья (который доставлял всем проблемы) стал добрее», «выздоровела» и т.п. Дети отвечали так разнообразно, что я решила не составлять график специально для детей. И, наконец, последним был вопрос – то, что и поставлен в название Умиротворение Волнение Потеря всех мыслей Другие чувстваданной главы: – кем является для Вас Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов? Вот ответы взрослых и детей: Большинство взрослых назвали его «божественным проявлением» и «интересным физическим явлением» (последний ответ чаще всего давали атеисты и те, кто никогда не поклонялся Телу Итигэлова). Меньше всего человек посчитали его «туристическим объектом». А вот как ответили дети: Бог Разница была только в том, как они его описывали: «хороший Бог», «Бог и лама, в которого я верю», «воплощение Бога», а в основном – просто «Бог». Детям проще верить – в Бога, в Деда Мороза и в сказки. Взрослые, видимо, уже много узнают о мире, и начинают сомневаться в том, что Добро сильнее Зла. А этого, по-моему, неправильно… Добро всегда побеждает, надо только самим людям ему немного помочь. 3. Чтобы мы удивились и задумались… Очень трудно ответить на вопрос – как смог Хамбо-лама Итигэлов прийти в нынешнее состояние. Зато ответ на вопрос – зачем он это сделал, зачем вернулся к нам - уже существует. В предыдущей главе я писала о том, что согласно моему опросу, очень много людей, живущих в Бурятии, никогда не были на поклонении Телу Хамбо-ламы Итигэлова, которое проводится 7 раз в год. Зато на поклонение приезжали (часто инкогнито) многие видные политики, знаменитые актёры, крупные бизнесмены из других городов России и даже из-за рубежа – люди самых разных вероисповеданий. Они утверждали, что Даши-Доржо Итигэлов им очень помог. Вот только некоторые их имена и высказывания: Владимир Рушайло, после поклонения сказал Я.Д. Васильевой: «К сожалению, то, что я считал аксиомой – потеряло свой смысл. Я многого не знаю!» Д.Аскеров («Нефть и авиалинии Азербайджана»): «…миллионы поколений прошли и не имели такой возможности. А мне удалось – значит, я чем-то это заслужил». Министр обороны Сергей Иванов: «Итигэлов до сих пор служит России». Михаил Задорнов, сатирик: «Я, правда, очень благодарен тому, что побывал здесь. Уверен, что этот визит придаст мне новые силы. Пандито Хамбо-лама Итигэлов сделал очень много добра, и мы будем делать добро, и он возрадуется!» Вилле Хаапасало, актёр: «Одной из моих главных целей этой рабочей поездки был Иволгинский дацан, о котором в мире нынче говорят много. Конечно, мне приятно быть здесь, удостоиться благословения великого ламы Итигэлова. Эту встречу невозможно забыть!» Один московский бизнесмен, получивший благословение, через месяц вернулся и попросил разрешения вновь поклониться телу. Оказывается, в Москве он попал в аварию. Машина превратилась в груду металла, а бизнесмен отделался синяками и ссадинами. «В момент столкновения я явственно увидел Итигэлова, который вытащил меня», — рассказал он. Он передал крупную сумму на строительство нового храма. Анатолий Чубайс, впечатленный встречей с великим ламой, освободил дацан от платы за электроэнергию, а после этого спустя несколько дней выжил после совершенного на него покушения. Приезжают сюда и многие российские космонавты, Сергей Крикалёв – директор Центра подготовки космонавтов. Они утверждают, что состояние, которое они испытывают во время поклонения, сродни тому странному состоянию, которое бывает у космонавтов во время полёта в космос. Наверное, ещё и поэтому в дацане планируется построить реабилитационный центр для космонавтов, уже выделена территория под парк. Профессор Бурятского госуниверситета Э.Д. Дагбаев провел исследования на основе проведенных Институтом Итигэлова постоянных социологических опросов тех, кто посещает дацан в Дни поклонения. Так вот, он отметил, что если раньше люди подходили к Итигэлову с конкретными просьбами: «Хочу дом, машину, квартиру», сейчас перестали просить материальное, всё чаще приходят просто помолиться ему. «За те 8 лет, что он с нами», - замечает Я.Д.Васильева, - «люди очень сильно изменились, стали больше работать над собой». Ещё один интересный факт: во время поклонения у входа стоят молодые ламы, которые предлагают тем, кто приехал с маленькими детьми, совершить поклонение без очереди. И в последнее время многие стали отказываться это делать! Люди не желают просто подбежать к Хамбо-ламе, поделиться своими проблемами, попросить о чём-то своём. Они хотят спокойно и сосредоточенно, без спешки, пройти положенный круг и именно поклониться Итигэлову… Многие говорят сейчас о том, как здорово было бы, чтобы наш народ смог жить лучше, а что такое лучше для нас? Мы должны для этого стать более богатыми, образованными, весёлыми, здоровыми, любимыми, жизнерадостными, успешными, иметь большую семью или много путешествовать, стать знаменитыми – люди по–разному понимают счастье. Счастья ищет каждый, а как его можно найти? Что можем мы сделать, чтобы стать счастливее? Хамбо-лама Итигэлов, который жил сто лет назад, помогает нам сейчас ответить на эти вопросы, понять, что следует делать, чтобы счастье, о котором мы мечтаем, стало возможным. Всё очень просто. Надо самим стать немного лучше. Я.Д. Васильева сказала об этом такими словами: «Нужно что-то сделать, чтобы оказаться в орбите интересов Итигэлова». Эпиграфом для своей работы я выбрала слова Президента России Д.А. Медведева о том, что и религии, и государства стремятся к единой цели: развитие страны, совершенствование людей, поддержке нравственности. Нынешний глава российских буддистов XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев на вопрос «Зачем он это сделал?», который я поставила в начале этой главы, отвечает так: «Явление тела Хамбо-ламы Итигэлова - это шанс для нравственного спасения. Как минимум - это событие заставило удивиться, а, значит, задуматься всё человечество». Может быть поэтому на фото сразу видно, что Президент России и Глава российских буддистов действительно говорят на одном языке? Хамбо-лама пришёл, чтобы мы удивились и задумались. Чтобы все человечество успело осознать простую мысль: все в руках человека, и жизнь его, и даже бессмертие. Заключение У вечной звезды я спросил на рассвете: «Что значит мой свет, если нету бессмертья? Что значит мой голос на этой Земле, Такой незаметной в космической мгле?» Из стихотворения бурятского поэта Баира Дугарова «Вопрос» В заключение я хотела бы сказать: спасибо Хамбо-ламе Д.-Д. Итигэлову за то, что он вернулся к нам. За то, что помогает нам обрести спокойствие и умиротворение, уверенность в своих силах. Он своим необъяснимым существованием показывает нам силу мысли и воли человека, величие веры народа, оказывает огромное и очень положительное влияние на людей. Иногда это влияние даже трудно выразить словами. Вот какие ответы из моих анкет запомнились мне больше всего: Хамбо-лама Итигэлов – это: - «Доказательство того, что силой духа, мысли и правильным использованием человеческого потенциала можно достичь невероятных высот» (Гомбоев Б.Б., 34 года, менеджер, г.Улан-Удэ). - «Воплощение добра, любви, справедливости, спокойствия, терпения и сострадания. Кажется, что все проблемы малы и ничтожны, что мир прекрасен, и что я счастлива» (Батуева Т.А., 24 года, преподаватель китайского языка, г.Улан-Удэ). - «Он оставил своё тело, как знак, чтобы мы что-то поняли» (Цырен, 17 лет, ученик 11 класса, Иволгинский район). Это здорово, что благодаря Даши-Доржо Итигэлову у людей появляются такие мысли и ощущения. Мне очень интересно, как оценят этот необъяснимый пока феномен учёные спустя многие десятилетия, а может быть мне и самой удастся принять участие в этой оценке? Людям ещё предстоит осмыслить значение этого поразительного явления, где прошлое соединяется с будущим, а невероятное становится реальным. Великая тайна Д.-Д. Итигэлова состоит в том, что служение народу, труд, работа над собой, чистота своих мыслей даёт нам возможность стать лучше, задуматься над тем, как мы живём, а значит – творить настоящие чудеса и делать мир счастливее. Список использованной литературы 1. Антонов В.И. Феномен нетленного тела, или реальность ирреального //Вестн. Московского университета, Философия. 2010, январь-февраль, №1. – С.33. 2. Афоризмы. Мысли и изречения разных времён и народов. – Улан-Удэ, 1975. 3. Гротт А. дэ, Ахмадулина С.З. Феномен Д.Д. Итигэлова: социальные функции // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность-IV. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Г.Улан-Удэ 19-22 мая 2010 г. – Улан-Удэ, 2010. 4. Дариева Ц.А., Жабон Ю.Ж., Жабон Б.Ж. Тайна Вашего имени: именослов-словарь. – Улан-Удэ, 1991. 5. Дугаров Б. Струна земли и неба. - Улан-Удэ: Издательство ОАО «Республиканская типография», 2007. 6. Легшед. Буддийский научно-популярный альманах. - №1 (20), март 2010.
|