Здравствуйте уважаемые участники конференции! Я рад приветствовать вас в стенах нашего университета! К нашей сегодняшней конференции мною подготовлен доклад на тему: «Нирвана, как конец перерождения». Начну с того, что все живые существа с безначальных времен перерождаются в разные тела шести миров Сансары, и где бы они не рождались, то обязательно встретятся со старостью, различными болезнями и смертью. Как говорит Кунчен Жамьян Шадба в Праджняпарамите: ” Из восьмидесяти четырех тысяч собраний сочинений Будды, самым основным считается cутра “Суть Мудрости” - учение о пустотности. Пока живое существо не постигнет пустотность, будет находиться в мире страданий или по-другому в сансаре. Существа, которые слушают, размышляют и постигают смысл, именно учения о пустотности освободятся от мира страданий и достигнут состояния Нирваны. Нирвана означает освобождение от страданий. В буддизме существуют четыре основные философские школы, при этом каждая школа имеет свою точку зрения о Нирване. По взгляду школ Вайбхашиков и Саунтрантиков, нирвана - это отбрасывание всех омрачений. Сущность нирваны, поскольку не имеет причин, является вечным. По взгляду школы Читтаматры, нирвана делится на три: нирвана с остатками, безостаточная нирвана и нирвана не пребывания; 1. Нирвана с остатками - это когда отброшены все омрачения, но осталось физическое тело, которое приобретено в силу кармы от прошлых жизней. оно делится на два: нирвана шраваков и нирвана пратьекабудд. 2. Безостаточная нирвана - это когда отброшены все омрачения, а также физическое тело. Оно делится на три: нирвана шравак, пратьекабудд и бодисаттв. Во время достижения безостаточной нирваны заканчивается поток сознания и физического тела. Как сказано в сутре: "Подобно тушению лампадки, исчезают различающее сознание и физическое тело, исчезают все ощущения, непсихические процессы и первичное сознание или по-другому душа". Также в читтаматре при достижении безостаточной нирваны, существо, отбросив все скандхи, рождается в чистых землях из цветка лотоса. Здесь нужно вспомнить про великого бурятского йогина Соодой ламу. Так, в апреле 1916 года Соодой лама в возрасте 71 года попросил своих учеников закрыть его в доме и в течение семи дней не заходить к нему, не беспокоить. Однако на третий день кто-то вошел и увидел мальчика семи лет, отдаленно похожего на него, взгляд у мальчика был столь же пронзительным, как у Соодой ламы. Испугавшись, тот человек выбежал. По прошествии семи дней люди вошли и увидели, что на том месте, где сидел Соодой лама остались только волосы и ногти. Я считаю, что это один из ярчайших примеров достижения безостаточной нирваны, где исчезают полностью пять скандх. Однако тут возникает спор. Как написано в книге бурятского ученого Кензура Агван Нимы: Архат, достигший безостаточной нирваны, не является индивидумом, так как у него не существует сознания и физического тела, а индивид - это существо которое опирается на четыре или пять скандх (физическое тело, первичное сознание или душа, различающее сознание, ощущение и не психический процесс). С этой точкой зрения согласны все четыре школы, которые ссылаются на сутру, где сказано: Подобно собранию разных деталей, которое мы называем колесницей, также собрание скандх мы называем индивидумом. Поэтому возникает вопрос: Является ли архат, достигший безостаточной нирваны индивидумом? Эта тема является объектом для диспутов и подробного изучения. 3. Нирвана не пребывания - это не пребывание в двух крайностях и в мире страданий.
По взгляду Мадхьямиков нирвана это также как и у других школ заключается в отбрасывании омрачений, которая делятся на три нирваны: с остатком, без остатка и не пребывания. Безостаточная нирвана - это когда отброшены все омрачения, но осталось тело, которое приобретено в силу омрачении и кармы от прошлых жизней. Она делится на двое: нирвана с остатками шраваков и пратьекабудд. Нирвана шраваков - нирвана малой колесницы, которая отбрасывает только омрачения препятствующие к освобождению от страданий, но не отброшены омрачения препятствующие к всезнанию. Нирвана у пратьекабудд - это нирвана малой колесницы, которая отбрасывает омрачение препятствующее к освобождению от страданий и омрачение, которое воспринимает истинность внешнего бытия. Нирвана бодхисаттв - это отбрасывание двух омрачений, препятствующих к всезнанию и освобождению от страданий. Нирвана бодхисаттв, всезнание и просветление имеют один смысл. Завершив на этом все взгляды буддийских философских школ на тему Нирвана, подходим к теме: феномен XII Бандидо Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Существует два уровня сознания, грубый и тонкий. Грубый уровень сознания это когда мы не спим, тонкий уровень сознания начинает работать, когда мы входим в состояние сна, подобно этому, возможно Хамбо лама Итигэлов находится в состоянии медитации, и сознание его работает на тонком уровне. Именно поэтому тело Хамбо ламы, обладая тонким уровнем сознания или души, остается нерушимым. В заключении хочется подчеркнуть, что по моему мнению, Бандидо Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов со времен Будды Кашьяпы перерождаясь в разных телах живых существ, практикуя и созерцая учение о пустотности, достиг состояния Нирваны, конца перерождений в шести мирах колеса сансары. Спасибо за внимание!!!
|