English French Portuguese Spanish
Башелханов И.В.,к.ф.-м.н., Российский государственный гуманитарный университет, филиал г.Улан-Удэ "БАЙКАЛО-АРИЙСКИЕ ПАРАДИГМЫ И ВНУТРЕННИЕ ПРОСТРАНСТВА ИТИГЭЛОВА"

 

Парадигмы-это господствующие теории, учения или их совокупность. Арийскую парадигму представляют , в основном, четыре учения: зороастризм (1), религия бон, индуизм и буддизм. Последняя мировоззренческая система наиболее развита и общепринята современной мировой цивилизацией. Одним из центров развития арийской культуры было Прибайкалье. Хамбо-лама Итигэлов является выдающимся ее представителем. Обратим внимание, что под арийцами здесь понимается древний наднациональный, космополитичный суперэтнос, в его научном понимании (2), а в не в узком, расовом. Раса («кость») человека, а также цвет волос, радужной оболочки может изменяться с момента зачатия и кардинально меняется с передачей по эстафете жизни другому (после очередного зачатия) по «кости» человеку, в среднем каждые 25 лет. Кроме того мы подчеркивали в работе (2), что гуманизм (связанный с интеллектом) в человеческих группах, терпимость, а также межвидовое дружелюбие, совместимость с человеком приводит к большой дивергенции (разнообразию) «вторичных» признаков человека, а также животных. Дивергенция невозможна (точнее-маловероятна) в дикой природе. У домашних животных же наоборот- например, у собак, кошек, лошадей и т.д.: цвет шерсти, цвет, форма глаз, размеры, форма скелета, зубов, челюстей и т.д. изменяются весьма в широких пределах.
При выдвижении следующего тезиса мы пользовались нашим оригинальным комплексным методом декодировки сигналов исторической информации, а также наработками других «дешифровщиков».По нашей версии, пользуясь терминологией математической нечеткой логики, с вероятностью в 60-70 %, название озера Байкал происходит от названия древнеарийского народа байегу (байирку,баягуты,баргуты) (3). Отсюда перевод байегу-гол- сердцевина, центр, котловина, впадина, озеро… байегу. Первичное название этого географического объекта «Байегу-гол» с последующим вполне естественным «проглатыванием» лишней второй буквы «г» трансформировалось в привычный гидроним «Байкал». Кроме того, одним из наиболее вероятных укрепителей этого названия является следующая трактовка-интерпретация ( с вероятностью до 20%) Байкал- «Буха-гол» («Бычья река-море- остов- становище»). Ведь по легендам, байегу имели прямое отношение к «атлантическому» быку (20). Подтверждает эту версию существование в восточной окрестности озера Байкал горы Бычьей, который входит в туристско-рекреационный комплекс «Байкальская Гавань», а также культовой баратской (современной бурятской) скалы Буха-нойон в Тункинской долине – продолжении байкальского разлома в земной коре. Остальные версии интерпретации названия озера Байкал ( с совокупной вероятностью до 20 %) мы не рассматриваем- они общеизвестны и (согласно нашему математическому подходу) в принципе не оспариваются.
Этноним барят (без позднего искажения на букву «у», от него: брат, братский-брацкий человек, г.Братск Иркутской области) при внимательном рассмотрении происходит по Доржи Банзарову (4) из этнонима «ойрат»-лесной народ, который нами, в свою очередь, раскладывается на «ой-арат»- где слово«арат» означает народ, ариец (-ат,-ут,-ют- суффиксы множественности в монголоподобных языках). Этноним уйгур-лесной хор (х-ар, х-ариец) расшифровывется Банзаровым аналогично. Отсюда мы делаем вывод,что этнонимы уйгур (точнее -древний уйгур) и барят (барат) тождественны, эквивалентны, равны (5). Наиболее близки по менталитету к древним арийцам, барятам, древним уйгурам значительная часть современных армян, русских (6)(мангутов, ород-ов), бурят, баргутов,дауров, дархатов, калмыков, украинцев, монголов, индусов, казаков,евреев, немцев, венгров,сербов, хорватов, тувинцев, якутов, башкир, хакасов, шорцев, телесцев, чувашей, маньчжуров, таджиков, афганцев, иранцев, корейцев, казахов,татар,узбеков,китайцев, французов (7,17) , японцев, айнов,навахо (7), американцев и т.д.. Первые народы (в значительной части) по ментальности, парадигме очень близки.
Арийские (скотоводческие) народы были распространены в северной части Евразии, в том числе и в Тибете, мигрируя как с севера на юг, так с запада на восток и обратно- в циклическом и контр-циклическом порядке.Эти миграции произошли, в том числе, около 300 года нашей эры, когда группы во главе с условными сыновьями тибетского царя: Дригума (Дигума): Баргу, Ашебагат, Бортэ Чино достигли Прибайкалья в стране Гонбо к 304 году. Восстановившиеся, репатриировавшиеся с местным населением (бэдэ, бэди) эти группы (в последующем народы) имели название баргутов, ашебагатов, бортжигинов-соответственно (8).
Одним из доказательств миграций, паломничества, в том числе на полуостров Индостан (где,как известно, протекает священная для арийцев река Ганг), является следующие строки из древнего барятского (древне-бурятского) фольклора (9):
На берегу реки Ганг соловей
песнь заводит рассветной порою
Далеко до родимых степей,
наполняется сердце тоскою.
Соловей то вблизи, то вдали
трелью звонкой простор оглашает.
Далеко до родимой земли,
от печали душа изнывает.
Буддийская философия изучает внутренние миры человека и пути достижения гармонии в них. С физико-математической точки зрения эти миры представляют собой многомерные пространства. Траектория движения человека как физического тела в наблюдаемом внешнем пространстве обусловлена искривлениями внутреннего пространства, моделирующими, отражающими первое. Что же обеспечивает искривление внутреннего пространства человека? Во- первых, это память генетическая (включая память других видов, предшествовавших «человеку разумному»), во-вторых, память собственного опыта человека-индивидуума, в –третьих, поле аттракторов- целей (10,12) . Первые два фактора очевидны, а вот на третьем факторе остановимся. О представленности прошлого и будущего в настоящем, о проблеме настоящего («теперь») сообщается, в частности, в работах (11,14). Утверждается, что сложные по своей конфигурации пространственные структуры-аттракторы содержат информацию о прошлом и будущем.
Внутреннее пространство мозга человека и его периферии образует нейронная физическая сеть. В одном кубическом сантиметре мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих клетки с друг с другом (16). Следовательно 1500 куб.см. мозга может содержать сеть протяженностью порядка 1 500 000 км. Количество нейронов составляет в мозгу человека порядка 100 миллиардов клеток (число звезд в галактике Млечный Путь). Количество вариантов соединения нервных клеток с друг с другом во много порядков больше-это целая Вселенная. Математическая и физическая топология мозга чрезвычайно сложна. Задача ее расшифровки на порядок и более сложнее задачи расшифровки генома человека.
Особенность древней индо-арийской философии по Гримаку Л.П.состояла в том, что в ней, во-первых, главное внимание уделялось исследованию внутреннего мира,пространства человека,и во-вторых, не признавалось наличия мысли без действия, поскольку считалось, что лишь действие дает полноту и законченность мысли (13). Зарождение этой философии относится к середине II тысячелетия до н.э., когда на территорию Северной Индии переселились пастушеские кочевые племена (с территории в основном совпадавшей с территорией гораздо более позднего Советского Союза и его буферных зон:стран-сателлитов), называвшие себя ариями. Они еще не имели письменности, но обладали удивительным даром устного творчества, плоды которого в виде своеобразных песнопений, гимнов, заклинаний передавались устно из поколения в поколение. Связанные определенным содержанием группы таких песен-сказаний назывались ведами (от слова «веда»-«знание»). Отметим, что значительное количество арийских, санскритских слов имеют параллели в современном русском, в баратском и других ностратических языках. Есть достаточно разумная версия, что имя Будда имеет общий корень с русскими словами «будить», «пробужденец». Последующие многочисленные разновидности индо-арийского идеализма отдавали предпочтение тем или иным положениям Вед-Упанишадам и развивали различные приемы «преодоления оков материального мира» и, в частности, методы, с помощью которых «дух получал полную власть над материальной оболочкой тела».Наиболее полного развития эти методы достигли в сектах так называемых йогачаров (буквально это слово означает «практика йогов»; те кто практикует йогу»). Йогочары придавали йоге исключительное значение в овладении техникой медитации и транса как средством ухода от всего внешнего к чисто внутреннему для достижения высших истин.
Первым и непременным условием достижения устойчивого равновесия психики, согласно учению йоги, является полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. С этой целью йога разрабатывает специальную систему физических тренировок (хатха-йога), усвоение которой призвано сделать человеческое тело подвластным воле и рассудку, настолько повысить выносливость человека к экстремальным факторам внешней среды, чтобы он мог без особого труда их игнорировать. Условием внутренней свободы человека, считает йога, является и свобода от «предметно-вещных» привязанностей, в том числе от соответствующих денежных эквивалентов, а также такое понимание чувства долга, которое не должно ассоциироваться с внутренним напряжением, моральным принуждением.
Для управления общим психофизическим (психофизиологическим) состоянием человека, и прежде всего орудием его мысли- мозгом (искривляющим пространство-время), индо-арийскими психотехниками была разработана специальная психологическая система, получившая название раджа-йога (царственная йога). Индийский мыслитель Вивекананда называл ее психологической йогой. Практически это задача решается посредством выработки умения сосредотачивать мысль. Царственная йога считает, что в обычном состоянии мы бесполезно расточаем нашу энергию. сила духа, в этом случае-рассеянные лучи света, чтобы они засияли огнем, их нужно собрать в пучок- сосредоточить.
Упражнениям в концентрации мысли предшествуют упражнения физиологического характера: асаны-специфические положения тела и пранаяма-овладение дыханием. За этим следуют три психологических этапа тренировки концентрации внимания и мысли. первый из них-пратьяхара-состоит в отключении органов чувств от внешних воздействий и полном сосредоточении внимания на внутренних ощущениях. Следующий этап-дхарана-характеризуется тем, что внимание в течение определенного времени (постепенно удлиняемого) сосредотачивается лишь на одном или нескольких объектах сознания. высший этап концентрации-дхиана-исключает всякие предметные (образные) формы созерцания. Сосредоточение направляется в данном случае на идею, смысл,не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется «самадхи».По мнению Е.И.Парнова невзирая на множество внешних различий, основной и единственной целью индо-буддийской медитации является состояние самадхи (широко известно определение : «йога-это самадхи»). Говоря о своеобразии экстатического состояния, сопутствующего самадхи (по бурятски-«шамадха»), он напоминает о том, что все канонические сочинения предупреждают о невозможности описать его словесно. Пытаясь определить его как «не то и не это» или сравнивая его с пустотой, йогические авторы достигают немногого. вполне естественно напрашивается мысль о том, что явление, которое никак нельзя передать словами, не существует как объективная реальность.
Действительно, здесь усматривается определенная «странность». Ведь йоги подробно описали и «классифицировали», например, множество телесных движений. Каждый жест, каждое мимическое движение, каждая поза имеют у них свое значение. Система этих значений весьма разнообразна- соответствующий язык тела состоит из многих сотен знаков. В их танце можно насчитать 600 движений одних только рук. Богаты оттенками внутренних ощущений и переживаний и описания специальных психических упражнений, предшествующих достижению состоянию «самадхи». И только при описании самого этого состояния словарный запас йоги оказывается несостоятельным, а самым «выразительным» его определением оказывается «не то и не это».
По мнению исследователя коммуникативных особенностей языка В.В.Налимова, в данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления,которое непосредственно связано с «континуальным» (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания , считает он, присутствует в нас, но остается закрытым логико-структурированной формой рефлективного мышления. Поэтому не может быть описано словами то состояние, которое не получает отражения в сознании в словесных и образных формах.
В арсенале специальных тренировок тибетских йогинов имеются упражнения по выработке «психического тепла» - «туммо» (13,17). Начинающий йогин, освоивший это упражнение в совершенстве,признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того , чтобы достичь этой ступени признания, требуется продолжительный подготовительный период. Вначале йогин приучает себя к минимуму одежды и избегает огня для согревания собственного тела. Наряду с этим, отправившись в уединенное место, он занимается специальными упражнениями усиливающими теплопродукцию организма. Усвоив этот метод, йогин приобретает способность переносить без неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку.
Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. В морозную лунную и достаточно ветреную зимнюю ночь их выводят на берег реки или озера, где они в обнаженном виде рассаживаются на землю со скрещенными ногами. Во льду покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одну из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йогина. В такой последовательности эта процедура продолжается до рассвета. Тот, кто высушил наибольшее количество покрывал считается победителем в соревновании. Правила требуют, чтобы йогин высушил не менее трех покрывал. Дополнительное испытание позволяет более точно определить способность испытуемых произвольно активизировать теплопродукцию организма. Для этого каждый усаживается на снежную поверхность. Места в данном соревновании распределяются в зависимости от величины проталины, образовавшейся в результате таяния снега под телом йогина.
Еще одним удивительным проявлением «оккультной физкультуры» является следующее. По свидетельству французской исследовательницы Александры Давид-Неэль (17) , она наблюдала в Тибете человека- скорохода («лунг-гом-па»): «человек не бежал-он словно парил над землей, прыжками быстро продвигаясь вперед, он казался упругим и подскакивал, словно резиновый мяч, едва касаясь земли» .
Вообще надо отдать должное отважной французской ученой А. Давид-Неэль героически проведшей в Тибете и соседних странах 14 лет. Она стала азиаткой, тибеткой, но осталась (по оценке, словам А.Д.Арсонваля, члена Французской Академии наук и Медицинской академии, профессора Коллежа де Франс, президента Института общей психологии), тем не менее, и европейкой, ученицей Декарта и Клода Бернара;она унаследовала философский скептицизм первого- а ведь именно скептицизм, по словам второго, должен быть неизменным спутником ученого. Приступая к тибетским исследованиям без какой бы то ни было предвзятости и предубежденности, госпожа Давид-Неэль изучала предмет в совершенно свободной и беспристрастной манере. Давид-Неэль загорелась идеей посещения Тибета, в том числе, и под впечатлениями от лекций читавшихся в Париже Агваном Доржиевым (русско-бурятско-тибетского религиозного, общественного и государственного деятеля). Она присутствовала на этих лекциях совместно с русским теософом Е.Блаватской , премьером Франции Ж.Клемансо и др. известными личностями. Французский взгляд на историю и философию Центральной Азии, Тибета, Средней Азии, Индии наиболее объективен, поскольку немцы, англичане имели военно-политические, разведывательные и иные цели в этих регионах и это мешало научным изысканиям. Вкупе с русско-французской комплиментарностью это дало потрясающие результаты. Эта комплиментарность показывается , в том числе ,тем, что Франция относительно безболезненно приняла после Октябрьской революции большую часть бежавшей российской элиты, независимо от национальностей. Такой же вывод можно сделать из знакомства с произведением, в частности, Анхеля де Куатье (7).
Один из современных модификаций буддизма называется Дхъяна –(чань или дзэн)буддизмом. Так, известный популяризатор дзен-буддизма Т.Д.Судзуки утверждал, что дзэн не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и других тягостных переживаний, ведущий к абсолютной свободе и полной духовной самореализации.Накопив большое количество бесполезных, а зачастую и опасных знаний, люди не стали лучше-писал он.
Следует отметить, что квинтэссенция восточных философий оказалась приемлемой для « поддержания жизненного тонуса» христианской церкви. Так католический монах Т.Мертон увидел в буддийской медитации средство пробуждения «нового христианского сознания». Учением дзэн-буддизма заинтересовались и другие христианские церкви, которые стали вводить его элементы в учебные программы своих духовных семинарий. В богословской печати все чаще появляются статьи и книги с характерным заголовками «Дзэн и христианство», «Запад готов принять дзэн», «Диалог буддизма с христианством» и т.п.
В неканонических книгах среди многочисленных описаний детства Иисуса, есть версии описывающие его молодость. В самом древнем из них-«Тибетском сказании»-говорится о путешествии в Индию, где он якобы знакомился с индуизмом и буддизмом. «Прослышав о такой стране, как Индия, с ее великими учителями и проповедниками,14 летний Исса оставил родительский дом и вместе с купцами отправился в Индию. чтобы ознакомиться с законами великого Будды». Рефреном учения является утверждение: «Не враждою будет положен конец вражде». Сам Будда всегда проповедовал веротерпимость, понимая , что другие учения могут рассматриваться как средства воспитания людей. Автор для демонстрации этого приводит мнение Х.Л.Борхеса: «Настоящий буддист может исповедывать католицизм, даосизм, быть сторонником ислама или иудейской религии»(15).
Буддийская, индуистская йога имеет объективную надрелигиозную сущность, поэтому неудивительно, что рекомендации йоги изучаются в научно-исследовательских учреждениях всего мира.
Одной из фундаментальных мировых религий зороастризму присущи идеи о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя- они оказали большое влияние на иудаизм и христианство (18). Согласно арабскому «Евангелию детства» маги (волхвы), фарисеи посетившие Иерусалим в честь рождения мальчика Иисуса, были последователями Зороастра и верили, что в мире родился авестийский спаситель-Саошьянт.
Отметим еще один замечательный факт, что один из основателей математики и физики древнегреческий философ Пифагор (бывший весьма адекватным человеком) верил в теорию переселения душ, мистику, магию чисел, в космическую «гармонию сфер» и т.п.. Есть версия , что эти взгляды Пифагора были сформированы в результате посещения им северной Индии и знакомства с арийской парадигмой (18)- поскольку в самой Греции в то время был идеологические «разброд и шатания», сказывающиеся на европейской истории до сих пор- через более чем 2500 лет.
Таким образом, мы приходим к выводу, что все мировые религии, философии, наука взаимодействовали, взаимосовершенствовались и даже поддерживались друг другом в определенные периоды, делились опытом, пока не наступали экономические или политические кризисы, связанные с неправильным управлением в государствах, а это приводило к их разделению и в последующем к кровопролитию.
В заключение отметим , что арийское мировоззрение, парадигмы имеют общий генезис и отличается от других религиозных и философских систем отсутствием антропоморфного единого абсолюта и активным внутренним пространством мозга человека,также активно влияющего на внешнее (относительно мозга) пространство остального его тела и в целом на Вселенную ( в силу их взаимозависимости). Хамбо-лама Итигэлов наглядно демонстрирует возможности через синергетическое объединение его души (энергии, информации его мозга) и его остального тела, через «Абсолютный нуль мыслей (АНМ)» для достижения локально-условного «исчезновения» пространства-времени («нулевой его кривизны» в физическом понимании) – просветления и пустотности (в буддийском понимании).
Современная стратегия научных исследований НБИК (нано-био-инфо-когно)
предполагает, в том числе, исследование механизмов познания, взаимодействия мозга человека и окружающего пространства, мира, техники- сфера «когно».
Ж.Алферов-российский физик, лауреат Нобелевской премии в недавней передаче российского телевидения канала «ВЕСТИ-24» о перспективах науки назвал прорывными направления исследований на стыке физики, биологии и медицины (где с наибольшей вероятностью ожидаются научные открытия). Био-психофизический эффект Итигэлова является таким открытием.
Литература:
1)Башелханов И.В.Философия безопасности и философия Заратуштры// перспективы: материалы III науч.-практ.конф., посвященной памяти М.П.Маликова (2008 г.)/Российский государственный гуманитарный университет-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,2008.-с.39-40
2)Башелханов И.В.Этнический фактор в национальной безопасности// России//Этнодемографические факторы национальной безопасности: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, Политехнический университет «Военмех», 25 января 2008 г.-СПб.,-с.34-39
3)Башелханов И.В.Название озера Байкал и геополитика// Байкальские перспективы: материалы IV науч.-практ.конф., посвященной памяти М.П.Маликова (15 апр.2009 г.)/Российский государственный гуманитарный университет, фил.г.Улан-Удэ; науч.ред.С.К.Фетисов-Улан-Удэ: Изд-во БГСХА,2010.-с.18-22
4)Доржи Банзаров.Собрание сочинений.Издание 2-е, дополненное.-Улан-Удэ:Изд-во БНЦ СО РАН,1997.-240 с.
5)Башелханов И.В.Монголы и тюркютская проблема//Чингис-хан и судьбы народов Евразии-2:материалы международной научной конференции/11-12 окт.2007/.-Улан-Удэ,2007.-с.123-130
6)Морозов Н.А.Азиатские христы.-М.: Изд-во «Крафт+»,2003.-580 с.
7)Куатье,Анхель де. Схимник.-СПб.:Издательский дом «Нева»,2005.-224 с.
8)Башелханов И.В.Шумы истории:уравнение Бортэ Чино и Ашины//Байкальские перспективы…2008.-с.5-6
9) Алтаргана: из бурятской народной поэзии. Пер. с бур.Б.Дугарова-Улан-Удэ:Издательство БНЦ СО РАН,2006.-256 с.
10) Башелханов И.В.Кристалл Итигэлова//Байкальские перспективы….,2010.-с.48-50
11)Князева Е.Н.,Курдюмов С.П.Синергетика:нелинейность времени и ландшафты коэволюции-М.:КомКнига,2007.-272 с.
12)Башелханов И.В., Очиров В.М.Измененное состояние сознания. Психотехническое, психотронное, нейролингвистическое воздействие//Байкальские перспективы…,2007.-с.98
13)Гримак Л.П.Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.-М.:Политиздат,1989.319 с.
14)Дэвис П.Пространство и время в современной картине вселенной.-М.:Мир,1979-288 с.
15)Грановская Р.М.Психология веры.2-е изд.перераб.-СПб.:Питер,2010-480 с.
16)Солсо Роберт.Когнитивная психология.-6-е изд.-СПб.:Питер,2006 -589 с.
17)Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета-М.: ИД «София»»,2003.-400 с.
18)Философский словарь/Под ред.И.Т.Фролова.-4-е изд.-М.:Политиздат,1981.-445 с.
19)Башелханов И.В.Историческая наука, математико-физические аспекты хронологии Носовского-Фоменко, интересы национальной безопасности России//Байкальские перспективы: материалы II научно-практической конференции, посвященной памяти М.П.Маликова-Улан-Удэ:Изд-во ВСГТУ,2007 г.-с.94.
20)Башелханов И.В.Контакты протомонголов с древними ближневосточными народами// там же.-с.49-51

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту