01.12.14
ЯНГУТОВ Л.Е. О ФЕНОМЕНЕ 12 ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ ИТИГЭЛОВА
(Рецензия на книгу Васильевой ЯнжимыДабаевны «Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Смерти нет». Изд.: Института Итигэлова. Улан-Удэ. 2013. 192 с.) Одним из значимых событий 21 столетия явилось открытие феномена 12 Пандито Хамбо Ламы Итигэлова – выдающегося религиозного деятеля конца 19 - начала 20 вв. Сегодня имя Хамбо Ламы Дашидоржи Итигэлова приобретает сакральный характер. Он почитается как величайший буддийский йогин, постигший Пустоту, что равнозначно достижению просветления. Он стал символом расцвета буддийской веры в Бурятии. Возможность воочию увидеть Пандито Хамбо Ламу Итигэлова для широкого круга людей предоставляется несколько раз в году 8 раз в дни великих буддийских праздников, когда его переносят в Цогчен дуган (главный храм) Иволгинского дацана и он принимает участие в хурале. Это обычно происходит в самые значимые буддийские праздники, такие как день рождения Будды, хуралы (молебны) посвященные празднованию белого месяца и др. XII Пандито Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов умер в 1927 году. Перед смертью «он дал последние наставления своим ученикам и попросил их начать читать для него "hуга намши", специальную молитву - благопожелание, которую читают для того, чтобы душа, покинувшая тело, нашла свое кармическое предназначение. Ученики Хамбо Ламы Итигэлова не осмелились произнести эту молитву в присутствии еще живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации, он ушел из этой жизни[1, c. 75-76]. Перед этим он завещал своим ученикам навестить его через тридцать лет. Согласно завещанию Итигэлова в 1955 году XVII Пандито Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом Итигэлова. Убедившись, что с его телом не произошло никаких изменений, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили Итигэлова в бумхан. В 1973 году XIX Пандито Хамбо лама Жамбал Доржо Гомбоев также поднимал и осматривал тело Хамбо ламы Итигэлова. 10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли тело Итигэлова, провели необходимые обряды и перенесли его в Иволгинский дацан. Всеобщее изумление вызвало то, в каком состоянии находилось тело Итигэлова. Доктор медицинских наук Виктор Звягин отметил, что по многим параметрам тело Хамбо ламы производит впечатление тела живого человека [1, c.107]. С этого времени началось активное изучение жизнедеятельности и творчества Хамбо ламы Итигэлова, его феномена. Прошли 4 международные конференции "Феномен Итигэлова" (2007, 2009, 2011, 2013 гг.). Автор монографии Я.Д. Васильева является директором Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Она ведет большую исследовательскую и просветительскую работу, выступает с лекциями о феномене Пандито Хамбо Ламы Итигэловав различной аудитории, как в России, так и за рубежом. Организованные ею выставки об Итигэлове прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Соединенных Штатах, Монголии. Результатом многолетней деятельности Я.Д. Васильевой явилась книга «Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Смерти нет» (Улан-Удэ,2013). Книга написана в оригинальном стиле. Здесь непротиворечиво сочетаются и биографический жанр, и научно-популярный, и глубокий анализ основ буддийской философии и этики. Автор широко использует архивные материалы, документальные свидетельства, интервью. В содержательную канву авторского повествования гармонично вписываются материалы докладов международных конференций"Феномен Итигэлова". Структурно книга состоит из 4 разделов и обширного приложения. В первом разделе «Истоки феномена» автор размышляет о причинах возникновения феномена Итигэлова, о его родном крае, о буддизме Бурятии. Здесь звучит мысль о том, что территория возвращения Итигэлова «является переходной от таежно-горной зоны к Великой степи. Именно это пограничье вместе с величественным Байкалом, и точка сопряжение бассейнов рек- Лены, Амура и Енисея, входящих в 10 величайших рек мира похоже, определяет её особую энергетическую насыщенность»[1, с.14]. Второй раздел «Жизнеописание» посвящен биографическим данным Итигэлова». Жизненный путь Хамбо Ламы Итигэлова рассматривается как воплощение этических принципов буддизма и практики тантры, которые являются двумя взаимодополняющими компонентами на сотериологическом пути буддийского йогина. Автор выделяет такие этапы жизненного пути Итигэлова, как: детство и отрочество; путь учителя- ученика; тайны избрания; перерождения; Санкт- Петербург; война; революция; прощание; уход. В разделе указаны необычайные случаи из биографии Итигэлова, его роль в оказании помощи фронту в период первой мировой войны, взаимоотношения с царским двором, позиция Итигэлова в период революции и советской власти. Итигэлова предстает как человек, обладавший семью достоинствами святых: драгоценной верой, драгоценной нравственностью, драгоценным даянием, драгоценным слушанием, драгоценной совестью, драгоценной способностью стыда, драгоценной мудростью. В третьем разделе «Возвращение» освещаются современные событиям, связанные с возвращением Итигэлова, а также мероприятия, посвящённые ему. Я.Д. Васильева знакомит читателей с результатами экспертиз ученых В. Звягина, Г.Ершовой и др. Заслуживает внимания её решительная критика отдельных вульгарных версий объяснения феномена. И, наконец, четвертый раздел «Послание» посвящен духовному завещанию Итигэлова, его посланию своему народу. Рукопись сочинения «Послание» написана на старомонгольском языке в иносказательной форме. Это сочинение представляет собой прямое руководство нравственного поведения, следования десяти благим деяниям, и, в конечном итоге, достижения освобождения. Хамбо Лама Итигэлов в нем призывает придерживаться практики нравственности, воздерживаться от совершения десяти недобродетельных поступков, из которых три относятся к действиям тела - лишение жизни живого существа, воровство; разврат; четыре недобродетели речи - ложь, злословие, грубость, пустословие; и три недобродетели ума - зависть, злонамеренность, ложные взгляды. В основе всего этического учения буддизма лежит принцип воздержания от вышеперечисленных десяти недобродетелей. Противоположность им составляют десять добродетельных деяний, следование которым, в буддизме называют практикой нравственности. В этом сочинении получили свое отражение этапы благородного восьмеричного пути. Сегодня «Послание» Хамбо Ламы Итигэлова стало объектом всестороннего и глубокого исследования и почитается буддистами как мантра и читается ламами на больших хуралах в качестве молитвенного текста. Считается, что в тексте «Послания» отражен факт постижения Хамбо Ламой Итигэловым Пустоты. Автор дает ссылку на материалы II международной конференции «Феномен Итигэлова», в которых говорится, что текст «Послания» - это отражение «неописуемого состояния сознания». Неописуемость состояния сознания, постигшего Высшую Истину, представляет собой важнейший аспект учения о Праджняпарамите. Сознание, постигшее Высшую Истину, отождествляется с «таковостью». «Таковость» - это сознание, видящее окружающий мир таким, какой он есть на самом деле - истинно существующий – истинно сущий. Онтологическим выражением видения вещей в их «таковости» является Пустота» [1, c. 137]. Объектом пристального внимания стали и другие сочинения Итигэлова. Выводы выступавших докладчиков на конференции сводились к тому, что знакомство с этими сочинениями открывают новые аспекты исследования буддизма, способствуют все большему интересу к буддизму, его философским и этическим основам, обусловливают новое видение сотериологических и моральных принципов буддизма. В заключительной части раздела говорится о различных подходах к изучению феномена Итигэлова. Это естественнонаучный, философский, религиозный или же духовный подходы. При естественнонаучном подходе, по словам автора: «Требуется пересмотреть и в значительной степени изменить сами основы и базовые принципы данного подхода. При том, что это касается не одной науки, а целого комплекса наук, таких, как физика, химия, биология, медицина». При философском подходе необходимо «найти предельно общие основания для объяснения и осмысления пребывания Учителя в нашем мире». При религиозном или же духовном подходе предлагается «исследование феномена с точки зрения различных типов духовности и религиозных систем. Очевидно, и наиболее естественным в данном случае будет буддийский подход, поскольку само явление от начала и до конца связано с деятельностью буддийского монаха высочайшего уровня. Это, конечно, не исключает возможность и иных толкований, например, с точки зрения христианства. Это было бы очень интересно и полезно » [1, c. 147]. В приложении изложены размышления философов, естественников, буддистов о феномене Итигэлова. Книга оснащена богатыми иллюстрациями, фотографиями различных лет, написана хорошим языком, читается легко и с большим интересом.
Литература Васильева Я. Д. Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Смерти нет.Улан-Удэ. 2013. http://www.bscnet.ru/upload/iblock/b28/vestnik_2_14_.pdf рецензия
Янгутов, Леонид Евграфович (1950). О феномене 12 Пандито Хамбо Ламы Итигэлова : рецензия / Л. Е. Янгутов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. - 2014. - № 2 (14). - С. 197-200. - Библиогр. в конце ст. Рец. на кн. : Янгутов Л. Е. Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Смерти нет / Л. Е. Янгутов. - Улан-Удэ : Изд. Института Итигэлова, 2013. - 192 с. . - ISSN 2222-9175 Рубрики: Религиозные деятели--Бурятия, Республика Кл.слова (ненормированные): ИТИГЭЛОВ ДАШИ-ДОРЖО, ХАМБО ЛАМА -- ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА ИТИГЭЛОВ. СМЕРТИ НЕТ, КНИГА -- РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ --РЕЦЕНЗИИ
Доп.точки доступа: Итигэлов, Даша- Доржо (ХII Пандито Хамбо Лама ; 1852-1927)
|